Как правильно формировать кинотуристские бренды и продвигать киномаршруты на внутреннем и въездном рынке, профессионалы кино и туристической отрасли обсудили в Санкт-Петербурге в рамках Форума Международной ассоциации кинокомиссий...

Перспективы у России войти в пул мировых кинолокаций есть

Как считают эксперты, у России есть отличные возможности войти в пул востребованных мировых кинолокаций.


40 миллионов туристов выбирают для посещения страны, которые стали главными локациями популярных фильмов

Синепозиум или Форум Международной ассоциации кинокомиссий впервые прошёл в России. РФ вступила в Ассоциацию всего 3 года назад, и уже успела завоевать право принимать столь статусное мероприятие киноиндустрии. В Санкт-Петербурге, где с 9 по 13 сентября проходил Синепозиум, приехали представители крупнейших мировых производителей кино, среди которых HBO, Universal, Sony PlayStation Productions, Blumhouse и многие другие.

Согласно исследованию «Tourism Competitive Intelligence», 40 миллионов туристов выбирают для посещения страны, которые стали главными локациями популярных фильмов. Более 10% туристов отмечают, что именно кинокартины становятся значительным фактором при выборе маршрутов путешествий.

О том, какую огромную роль кино играет для туризма, говорят примеры конкретных стран. Благодаря киносаге о хоббитах, въездной турпоток в Новую Зеландию вырос на 40%, а локации, где проходили съёмки, входят теперь в обязательные туристические маршруты по этой стране.

В Париже после выхода на экраны в 2006 году картины «Код да Винчи» появились экскурсионные маршруты по достопримечательностям, где проходили съёмки. Посещаемость Лувра возросла на 600 тысяч человек – до 8,3 миллионов человек, а посещаемость одной из локаций фильма, часовни Рослин под Эдинбургом, возросла в 5 раз – до 160 тысяч человек.

Хорватия стала «площадкой» для съёмки целого ряда мировых кинохитов, среди которых «Игра Престолов». В Дубровнике только в этом сезоне местные туркомпании предлагают около 10 маршрутов по местам съёмок этого проекта.

Мальта обязательно упоминает во всех путеводителях, что на её территории снималась «Троя» с Брэдом Питтом. Брюгге испытал настоящее паломничество после фильма «Залечь на дно в Брюгге», ну а фильм «Пляж» и вовсе сделал мегапопулярным один из островов Таиланда.

Фильмы о Гарри Поттере привели к 50% росту туристских посещений использованных для его съёмок локаций, а в Национальном парке Сиднея после съёмок «Миссия невыполнима» поток туристов вырос сразу на 200%.


Благодаря фильму «Левиафан» село Териберка в Мурманской области обрело новую жизнь и стало местом притяжения зарубежных туристов

Россия на этом международном фоне выглядит скромно. Хотя и у нас есть киноленты, которые можно отнести к драйверам кинотуризма с точки зрения описания локаций и появления турмаршрутов, считают в Ростуризме.

По информации ведомства, которое проанализировало 410 российских фильмов за последние 20 лет, по меньшей части картин (316) упоминания мест съёмок были найдены. И только 8 кинофильмов породили последующую туристическую историю.

Это такие картины, как «Брестская крепость», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Географ глобус пропил», «Записки экспедитора тайной канцелярии», «Левиафан», «Орда», «Питер FM», «Территория».

Одним из самых ярких примеров кинотуризма является фильм «Левиафан», благодаря которому село Териберка в Мурманской области обрело новую жизнь и стало местом притяжения зарубежных туристов. Популярный журнал National Geographic Traveler даже включил Териберку в ТОП-20 наиболее быстрорастущих новых туристических направлений.


Перспективы у России войти в пул мировых кинолокаций есть, говорят представители зарубежных киноконцернов: в России огромное разнообразие ландшафтов, но об этом на зарубежном кинорынке мало кто знает

О том, что кино стимулирует турпоток и формирует мнение о городах и странах, соглашаются как представили туризма, так и киноидустрии. Генеральный секретарь UNWTO Зураб Пололикашвили в ходе панельной дискуссии привёл личный пример из своего детства.

«Я смотрел зарубежные фильмы, видел красивую жизнь, видел в кино Париж, Лондон, Рим. Мне так хотелось туда поехать, это было мечтой о путешествии, которую сформировало именно кино», – рассказал г-н Пололикашвили.

Валерий Купеев, генеральный директор АНО «Русский офис кинокомиссий», в ходе дискуссии привёл экспресс-опрос зарубежных экспертов киноиндустрии о том, как они видят Россию.

Ответы не удивили. «Несовременная страна», «очень холодно», «много снега», «люди не улыбаются». На вопрос Валерия о том, откуда возникло такое мнение, все «респонденты» ответили – из фильмов.

«Мы все знаем, что Нью-Йорк прекрасен осенью – благодаря кино. Мы знаем, что Париж весенняя столица мира – также благодаря кино. С помощью кино мы хотим изменить и представление о России. Санкт-Петербург и Россия, в целом, благодаря киноидустрии могут стать точкой притяжения для туристов, и при этом стимулировать и экономику», – считает Валерий Купеев.

О том, что перспективы у России войти в пул мировых кинолокаций есть, говорят представители зарубежных киноконцернов. Как считает Эшли Райс, исполнительный вице-президент по производству Legendary TV&Digital Media, в России огромное разнообразие ландшафтов, но об этом на зарубежном кинорынке мало кто знает.

«У меня уже совершенно поменялось видение России – оно стало позитивным, гораздо более современным, чем оно было раньше. Я теперь ищу возможность привезти производство в вашу красивую страну, чтобы показать ваши ландшафты», – заявила она.


Сейчас Россия на культурной карте мира и наши регионы занимают недопустимо мало места, и мы в реальности очень мало делаем для того, чтобы это изменить

По мнению российских профессионалов киноиндустрии, чтобы кино стало инструментом продвижения туризма нужна системная работа – над геобрендингом, локациями, маршрутами, над продвижением.

Так, режиссер Алексей Герман говорит о важности формирования «мифологии России». По его мнению, нужно создать и развить «интерес к какому-то кинематографическому событию, к артисту, к истории».

«Сейчас Россия на культурной карте мира и наши регионы – замечательные, красивые, интересные – занимают недопустимо мало места, и мы в реальности очень мало делаем для того, чтобы это подтолкнуть», – отметил он.


В России есть дороги, транспорт, инфраструктура, киностудии, у нас есть профессиональные команды, а самое главное - производство кино у нас обходится в 3-4 раза дешевле, чем в Европе

Выступая на Синепозиуме, руководитель Ростуризма Зарина Догузова заявила, что Федеральное агентство по туризму окажет поддержку зарубежным кинокомпаниям в организации и проведении съёмок фильмов и сериалов на территории России.

«Мы очень хотим, чтобы Россию как открытую, радушную, современную безопасную страну открыли для себя ещё большее количество людей со всего мира. И в этом смысле, конечно, мы должны дооценить роль кино. Пользуясь моментом, я приглашаю вас снимать в России, мы окажем вам всяческую поддержку. Если вы хотите обогатить кино новыми образами, впечатлениями, совершенно уникальными по красоте местами, вам точно нужно приехать и снимать кино и сериалы в России», – заявила г-жа Догузова.

Приглашение Ростуризма зарубежным кинематографистам готово финансово поддержать Министерство экономического развития РФ.

Как заявила на Синепозиуме руководитель направления экспорта креативных индустрий «Российского Экспортного Центра» Евгения Данильченко, правительство России поручило Минэку, РЭЦ и профильным ведомствам разработать проект постановления по мерам стимулирования для привлечения международных кинопроизводственных компаний для съёмок в России.

Программа рибейтов (то есть возврата части средств, потраченных иностранными кинокомпаниями на территории РФ) заработает в тестовом режиме уже осенью 2019 года. По прогнозам авторов проекта, объём рибейта к 2021 году составит 22,6 миллиона долларов США.

Федеральный центр поддержит и продвижение российского кино на международном рынке. Как заявил замминистра Минэкономразвития Тимур Максимов, министерство до конца 2019 года планирует ввести субсидию для российских кинопроизводителей на адаптацию аудиовизуального контента к требованиям внешних рынков. Мера предполагает компенсацию до 70% расходов на продвижение, дубляж, перевод и подготовку титров. В 2019 году на эти цели предусматривается выделить около 300 миллионов рублей.

Есть планы и по созданию единой федеральной кинокомиссии в России, которая могла бы координировать соответствующие региональные структуры. Как заявил министр культуры РФ Владимир Мединский, кинокомиссия, действуя по принципам одного окна, станет модератором между региональными властями и кинокомпаниями, решая все вопросы: административные, бюрократические, юридические, транспортные. Кроме того, эта структура будет отвечать и за возмещение финансовых расходов, понесённых на территории региона.

В настоящее время в России существуют 2 типа кинокомиссий – работающие с рибейтом, а также региональные инициативные творческие группы, занимающиеся административной и организационной поддержкой. К первому типу относятся кинокомиссии Приморского края, Калининградской, Ульяновской, Вологодской, Новгородской, Иркутской областей и Пермского края (с ноября 2019 года). Ко второму типу – кинокомиссии в Москве, Астрахани, Туле, Крыму, Карелии, Татарстане, Башкортостане, Архангельске.

Как заявил Алексей Герман, снимать в России можно «всё, что угодно» и дешевле. «У нас всё есть: любые пейзажи, ландшафты, исторические города, любые локации. У нас есть дороги, транспорт, инфраструктура, киностудии. У нас есть профессиональные команды. А самое главное, производство кино у нас обходится в 3-4 раза дешевле, чем в Европе. Всё понятно, как это работает. Это надо просто запустить, создав для иностранных кинематографистов привлекательные условия для работы в России», – резюмировал режиссёр.