
Такое бывает редко. Но бывает.
Одна женщина, Лида, свекровь похоронила и очень плакала. Хотя не было у неё со свекровью хороших отношений. Вообще отношений практически не было.
Свекровь жила в деревне. Она всю жизнь там жила. А Лида с мужем - в городе. В начале супружеской жизни Лида пару раз ездила в деревню к свекрови - познакомиться. Наладить контакт. Тем более, на свадьбу мать мужа не приехала - что-то пробурчала про скотину, которую нельзя оставить, и положила трубку - тогда с почтамта звонили, только там был телефон.
И потом, когда Лида приезжала, свекровь вела себя холодно. Кормила, поила, но все молчала и за столом общим не сидела почти - хлопотала по хозяйству. И выпивала очень. Да, вот так все было. Выпьет пару стаканчиков и снова за работу. Угрюмая трудолюбивая пьяница. Она всю жизнь одна жила, эта мрачная немолодая женщина.
Ну, Лида и не стала ездить. Что там делать, если тебе не очень рады? И скучно в деревне. Она передавала подарки с мужем, когда он ездил к матери. А свекровь передавала картошку, мясо, молоко, творог.
Ребёнок родился. Свекровь особо в деревню внука не звала. Сказала сыну: тут река и колодцы. Коровы и свиньи. Печка. Глубокая река. Вдруг я не догляжу за Костенькой? Передай ему, что бабушка его сильно любит. И творог со сметаной передай.
Вот только один раз она сказала про «любит». И все.
Так прошло двенадцать лет! Вроде все нормально. И даже хорошо - свекровь не лезет, не поучает, не обижается, что мало внимания. Сама не лезет и к себе не зовёт. И жизнь шла хорошо. Семья богатела, Костик рос, отношения прекрасные, в отпуске весь мир объездили. Не на что обижаться и жаловаться.
А потом свекровь заболела. И Лида с мужем и Костиком поехали в деревню. К мрачной и нелюдимой свекрови... Приехали, а она уж лежит, бледная, и тяжело дышит. Позвала Лиду и Костика. Постаралась сесть, заваливаясь набок. Обняла одной рукой невестку, другой - испуганного внука.
Застонала от боли и сказала: «Лида, ты прости меня. Я плохая и жисть моя плохая. Я пьяница была. И жила тяжело. Проклятие на мне, мать меня прокляла давно ещё. Она ненормальная была, пила и колдовала, потом раз напилась и замёрзла насмерть в лесу.
Я не хотела вам мешать. Я не хотела вам собой вредить. Я же люблю вас сильно, вот и берегла от себя и своей страшной жизни. Живите, детки, хорошо. И меня простите. Скопленные деньги в шкафу лежат, под бельём. Милые вы мои...».
И умерла ночью. И Лида сильно плакала. Потому что это тоже любовь - не вредить собой. Не заражать несчастьем. Не искать помощи. Хотя это так грустно, что сердце разрывалось - на трюмо все фотографии внука, сына и Лиды... Под бельём деньги оставлены. И стаканчик налитый с кусочком хлебца на столе...
Анна Кирьянова