Нейропсихолог - о левшах 13 августа отмечается Международный день левшей. С древних времен таким людям приписывались разные уникальные способности, а советский период детей, которые брали ложку в левую руку, переучивали.

Нейропсихолог Марина Купянская рассказала корреспонденту «АиФ-Воронеж», обладают ли левши какими-то особенностями и почему детей нельзя переучивать.

Леворукость и левшество - два разных термина

Необходимо понимать, что левша и леворукий человек - это совсем разные люди, говорит эксперт. Левшество, как правило, возникает у детей, если это задано по генетике. Такая особенность может перейти ребенку не только от родителей, но и от более дальних родственников. А вот говорить о леворукости можно в том случае, если правое полушарие по каким-то причинам взяло на себя доминирующую роль.

«Очень часто у детей активное использование левой руки - временный признак, который всего лишь отражает задержки формирования межполушарных взаимоотношений. Постепенно, когда наращивается потенциал левого полушария, происходит превращение из левши обратно в правшу», - говорит Марина Купянская.

На протяжении многих веков в разных странах отношение к левшам было разное: одни их почитали и считали уникальными, как, например, в Древней Греции, в Средневековой Европе, наоборот, не терпели. Как правило, у левшей хорошо работает интуиция за счет развитого правого полушария. Но не стоит говорить о том, что им что-то дается легче или что они более успешные и способные.

«Это миф, что левши какие-то особенные. Нельзя с уверенностью говорить, что из-за доминирования правого полушария у левшей они лучше ориентируются в пространстве, а правшам, например, легче даются точные науки - это все шаблоны. У всех все индивидуально, многое зависит от обучения, окружения, генетики», - говорит нейропсихолог.

Переучивать не нужно

В начале и середине XX века, в частности в СССР, детей-левшей переучивали и заставляли активнее использовать правую руку. Во многом это связано с тем, что большинство приборов, оборудования и различной техники собиралось под правшей и было неудобным или невозможным в использовании левшой. В наши дни в такому методу прибегают все реже, так как мир давно перестроился.

Марина Купянская утверждает, что переучивать ребенка-левшу не нужно, так как это может сказаться на его обучении.

«Дети начинают зеркалить буквы, им становится сложно осваивать пространство. Могут возникнуть и другие сложности, поскольку все индивидуально. Если, например, взрослый человек утверждает, что его переучивали и при этом у него все хорошо, то к зрелому возрасту у него все скомпенсировалось», - уверяет эксперт.

В наши дни нет необходимости переучивать таких детей, поскольку при обучении левши не испытывают никаких трудностей. Есть даже специальные канцтовары, предназначенные для более удобного пользования левой рукой. По мнению нейропсихолога, если еще остаются родители, которые считают правильным переучивать свое чадо, то это происходит, скорее всего, из-за стереотипа о том, что левшам тяжелее жить.