Гениальные психи Есть мнение, что гениальность граничит с безумием и многие великие люди, кого мы считаем гениями, были, мягко говоря, ненормальны. А если углубиться в их диагнозы, можно, на самом деле увидеть, что некоторые были, действительно, больными, а другие – крайне странными, с точки зрения обычного обывателя… Но, представьте себе, если бы эти неуравновешенные личности были бы нормальными, мы никогда бы не увидели гениальных плодов их невероятной деятельности.

Гениальность – это болезнь?

Гениа́льность (от лат. genius — «дух») — свойство по значению прил. гениальный — высшая степень развития творческой одарённости (интеллектуальных и творческих способностей) личности, которая реально проявляется в выдающихся научных открытиях или философских концепциях, технических или технологических изобретениях, социальных преобразованиях, создании художественных произведений, имеющих отдалённые последствия во многих областях культуры.

Способных и талантливых людей множество, по оптимистическим подсчетам они составляют большинство населения планеты. Пессимисты считают, что большинство – это серая масса обывателей, которые никак не проявляются, просто живут себе, тихо и незаметно, из норок не высовываются и звезд с неба не хватают.

Гениальных людей среди этого людского океана очень мало, единицы. Они выбиваются из общего ряда, видят и понимают то, что недоступно простым людям. Как будто упали к нам с другой планеты или явились из далекого будущего. Соответственно, мы их замечаем, потому что их слова, действия, плоды творчества или умственной деятельности взрывают наш мозг, заставляют нас совершенно по-новому смотреть на привычные предметы и явления.

Как им это удается? Ведь все вроде у них такое же, как и у нас, обычных. Те же руки-ноги-головы… Те, да не те… Зато есть:

• сверхвысокая чувствительность;

• способность предвидеть;

• увидеть;

• спрогнозировать;

• ощутить будущее;

• проникнуть в потустороннюю сферу;

• параллельную реальность;

• зазеркалье;

• подпространство.

Они связаны, по мнению специалистов, с особенностями психики и нервной системы гениев. При этом эти люди могут быть физически и психически совершенно здоровыми и даже проявлять самые обычные обывательские привычки, вроде зависти, жадности, тщеславия. Они могут отличаться скверным характером и не какают бабочками.

Их ненормальность скорее не болезнь, а непривычный взгляд на мир. Способность настолько быть собой, независимо от мнений, авторитетов, привычных знаний, навязанных стереотипов, что их простой взгляд кажется нам чем-то невероятным.

Конечно, в болезненном или измененном состоянии такие способности возникают у человека даже самого обычного. Не случайно, многие предприимчивые обыватели, мечтающие слыть гениальными добавляют себе гениальности с помощью разного рода агрессивных стимуляторов: алкоголя, наркотиков, адреналиновых впрыскиваний и т.д.

И все-таки есть исследования, которые доказывают, что гении страдали теми или иными заболеваниями, которые патологически обостряли их способности и заставляли создавать гениальные произведения искусства или делать открытия.

Так, эпилепсия, которой страдал Достоевский, помогла ему проникнуть в тонкие и болезненные сферы человеческой психики. А дефект зрения Сезанна, к примеру, заставлял его видеть как-то по-особому и создавать невероятные творения. Маниакально-депрессивные проявления в жизни Н.В. Гоголя или Ф. Кафки, М. Врубеля или М. Чюрлениса высвобождали в воображении этих гениев невероятные сферы для открытий. То, что никогда не могло бы прийти в голову обычным людям, было привычным для болезненной психики сверхчувствительных личностей.

Гениальные психи

Гении могут быть совершенно здоровыми людьми. И все-таки среди психов гениев гораздо больше. Точнее даже не так, изначально здоровые гениальные личности с их гиперчувствительной психикой рано или поздно не выдерживали эмоционального напряжения и заболевали.

Давайте вспомним о нескольких гениальных шизофрениках, творчество которых оказало влияние на развитие человечества.

Эдгар Аллан По

Американский поэт и писатель, основоположник детективного жанра, после многочисленных депрессий, неудачной личной жизни (тяжелой болезни и смерти юной жены, которая стала таковой, когда ей было всего 13 лет), злоупотребления алкоголем, неудачных попыток устроить свою жизнь – впал в странное состояние, граничащее с помешательством. Он не явился на собственную свадьбу и пропал. Его нашли в балтиморском трактире через пять дней в невменяемом состоянии. Он бредил, страдал от галлюцинаций и умер, так и не вернувшись в нормальное состояние. Может быть, страшные сюжеты его рассказов и выдуманные им герои затянули По в такие дебри собственного воображения, из которых он был не в силах выбраться.

Зато, благодаря этим его путешествиям в потусторонний мир, мы получили прекрасные и кошмарные детективы, вроде «Убийства на улице Морг» и «Тайны Мари Роже», мистические рассказы и романы ужасов.

Фридрих Вильгельм Ницше

Немецкий философ, чья идея сверхчеловека, сверхнормальной и абсолютно свободной личности стала ведущим эстетическим принципом искусства двадцатого века. Конечно, идеи новой морали породили фашизм, явление унтерменш, холокост и оправдывали право сильной нации на порабощение слабой. Но величина этой личности не подлежит сомнению.

Однако известно, что Ницше болел такой формой шизофрении, как одержимость. Страдал манией величия и помрачением рассудка, головными болями и аномальным поведением. Этот сверхчеловек, между прочим, в клинике спал на коврике у кровати, пил из сапога свою мочу, прыгал как козел, орал, корчил рожи, разговаривал со сторожем как с Бисмарком и творил прочие безумства. Периодически обостряющаяся болезнь мучила его последние двадцать лет жизни. Но именно в этот период он написал свою знаменитую работу «Так говорил Заратустра».

Николай Васильевич Гоголь

Один из самых загадочных и гениальных русских писателей украинского происхождения. Создатель «Вечеров на хуторе близ Диканьки» «Петербургских повестей», «Мертвых душ».

Поговаривают, что его депрессия, галлюцинации, ипохондрия, апатия и фобия быть заживо похороненным связаны с психической болезнью. Другие исследователи считают, что причина тому – сомнительные знакомства, погружение в отвратительную действительность крепостнической России, неудачи в личной жизни (отсутствие семьи, одиночество), неспособность дописать книгу о русских помещиках, которые могли бы очиститься от скверны и стать эталоном лучших человеческих качеств. Не было и не могло быть в тогдашней России таких героев, как ни старался Гоголь их отыскать или выдумать. Можно сказать, романтик Гоголь с его высокими фантазиями о Руси, столкнулся с жестким сатириком и реалистом, вскрывавшим нарывы русской действительности.

Гоголь в конце жизни ударился в болезненную религиозность, начал голодать, был уверен, что болезнь его смертельна, и он вскоре впадет в летаргический сон. Боялся, что его зароют еще живым. Сжег второй том «Мертвых душ», который, якобы, был уже написан.

Если добавить сюда неправильное и довольно жестокое лечение, можно сказать, умер Гоголь в страшных мучениях и полном неадеквате 4 марта 1852 года. Настоящие причины смерти так и остались неизвестны. Вероятно, его психическое состояние настолько обострило чувствительность всего организма, что он просто сам довел себя до смерти.

Зато эта гиперчувствительность подарила нам несравненные литературные произведения, образ маленького человека, типажи чиновников и помещиков, глубокие психологические портреты его современников.

Эрнест Миллер Хемингуэй

Американский писатель, лауреат нобелевской премии, писатель так называемого «потерянного поколения», воин, журналист, дамский угодник, рыбак, путешественник, открывший литературный метод «айсберга» и героя, который никогда не сдается (старик Сантьяго из повести-притчи «Старик и море»).

При этом сам Хемингуэй не смог бороться с жизнью до конца и покончил с собой, пустив себе пулю в лоб. Что довело его до суицида? Женщины, выпивка, сложные отношения с матерью, депрессия, неуверенность в своем литературном таланте и отсутствие вдохновения? Нервные срывы, мания преследования и суицидальные порывы накрывали старика Хема периодически. Он даже лечился в психиатрической клинике и прошел курс электрошока. «Какой смысл, – говорил он, выписавшись из больницы, – был в том, чтобы разрушать мой мозг и стирать мою память, которая представляет собой мой капитал, и выбрасывать меня на обочину жизни?» Что ему оставалось? Закончить игру выстрелом в голову, зарядив двустволку, которую ему прислали из родительского дома.

«Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». «Мужчина не имеет права умирать в постели, – говаривал он. – Либо в бою, либо пуля в лоб». Хемингуэй остался себе верен. Пуля в лоб так пуля в лоб.

Франц Кафка

Один из самых болезненных и странных писателей двадцатого века, чья психастения, выраженный невроз и депрессия подарили миру образчики литературного модерна, смысл пророчеств которых разгадывают до сих пор.

Строгий отец, пагубное влияние которого Кафка испытывал всю жизнь, способствовал развитию у сына психического заболевания, которое впоследствии усугубилось несчастливыми историями его любви. Писательство было для него, с одной стороны спасением от полной апатии, с другой – еще одним раздражителем, приводящим к обострению болезни. «Для меня это ужасная двойная жизнь, – писал Франц Кафка в своем дневнике, – из которой, возможно, есть только один выход – безумие».

И хотя Кафка умер от туберкулеза, когда ему был сорок один год, его периодически накрывали попытки самоубийства и депрессии.

Однако именно она способствовала тому, что увидели свет его удивительные романы. «Процесс», «Замок», рассказ «Превращение». Его абсурд, жуть, отчаяние и безысходность – стали частью культуры двадцатого века.

Как мы видим, шизофрения и безумие очень близки с истинной гениальностью.