Игрушка дьявола Перезапуск легендарной серии игр Doom, который состоялся в 2016 году, был встречен игроками и критиками с восторгом — новая игра, разработанная id Software, оправдала чаяния фанатов серии. Сейчас вышел сиквел того «нового Doom», который вроде идет по проторенной дорожке, но в то же время и не похож ни на одну часть серии. Насколько остался верен своим предшественникам и что нового в Doom Eternal, рассказывает «Лента.ру».

Ад в Москве

Очень жарко. В автобусе, который едет на Митинский радиорынок, как всегда самое главное — чтобы тебе не сломали ребра. Метро туда еще не ходит, поэтому садиться приходится на метро «Тушинская» и почти полчаса трястись до места назначения. На дворе 1995 год, и жизнь подростка, у которого у единственного в классе есть относительно современный компьютер, предопределена: если есть карманные деньги, их нужно потратить на новую игру.

«Митинский» раскинулся на огромном пустыре — бесконечная вереница палаток и столов, на большинстве которых лежат дискеты, а кое-где и компакт-диски с новинками. Впрочем, дискеты пока востребованы больше. Они лежат в пластиковых пакетиках, а поверх них — отпечатанные на черно-белом матричном принтере обложки, на которых дай бог рассмотреть хотя бы название.

Подросток подходит к одному столу и смотрит, что бы взять? С одной стороны, денег у него хватит максимум на восемь дискет. С другой стороны, покупать какую-нибудь старую мелочь не хочется. И тут на глаза попадается пакет с дискетами Doom II: Hell on Earth. Продавец сразу начинает расхваливать, мол, игра отличная, вышла полгода назад. В Doom играл? Нет? А в Wolfenstein 3D? Вот, примерно так, только в сто раз круче. Кровища, кишки морем! Короче, надо брать.

Тут надо заметить, что играть в нее подросток собирался на достаточно маломощном ноутбуке с процессором SLC 386 и тактовой частотой 25 мегагерц. Придя домой, он обнаружил, что игра хоть и запускается, но если развернуть игровую область на весь экран, то весь процесс превращается в слайд-шоу, которое продолжается до первой крупной стычки с монстрами технопреисподней. Поэтому Doom II был пройден им в окошке примерно 10 на 10 сантиметров на одном дыхании. Говорят, зрение испортить долгим сидением за монитором невозможно, однако вскоре после этого тому самому подростку пришлось все же надеть очки.

Духу предков верны

Поиграв буквально пару минут в Doom Eternal, сразу понимаешь: да, черт возьми, это Doom (впечатление, которое, кстати, отсутствовало в Doom 3, даром что его делали при Кармаке)! Да, история повторяется, и Doom Guy (или здесь, точнее, Doom Slayer) снова, как и в оригинальной второй части, начинает свой путь с порабощенной демонами Земли. Но самое главное, идеально воспроизведена та напряженная атмосфера, которая не давала расслабиться ни на секунду и требовала шинковать адских тварей направо и налево без остановки.

Тут, конечно, было бы неправильным не упомянуть первую часть перезагруженного Doom, которая вышла в 2016 году и также по заслуге была оценена любителями серии. Но тут нельзя не заметить, что, несмотря на все свои преимущества, процесс разработки и постоянная смена курса проекта не могли не отразиться на конечном продукте.

Сложно обойтись без банального штампа, но по сравнению с Doom 2016 года все сильные стороны стали лучше, а шероховатости практически исчезли. Это чистое, незамутненное непрекращающееся мочилово, дарящее непередаваемое чувство удовлетворения от разрубания на половинки очередной мерзкой твари наиболее жестоким образом. И это важно подчеркнуть — ведь благодаря команде ручного добивания гнидогадоидов главный герой может восстановить свое здоровье — а это очень важно, поскольку даже самая мелкая тварь может убить главного героя с нескольких ударов.

Несмотря на то что в Doom Eternal существенно больше внимания уделено истории происходящего и сюжета, это никак не мешает заданному ритму насилия. А переработанная система нанесения урона врагам вносит в процесс дополнительный шарм: от кибердемона отлетают куски плоти, из арахнотрона сочится синяя кровь и постепенно обнажается скелет… Причем в удовольствии от созерцания всего этого нет ничего садистского — скорее, это забытое в детстве чувство, когда разбираешь какой-нибудь бытовой электроприбор, чтобы посмотреть, а что там у него внутри?

В принципе, поскольку игровой процесс представляет собой калейдоскоп постоянно сменяющихся закрытых арен-сцен, на что-то, кроме боя, можно просто не обращать внимания. Однако, как и оригинальные игры, Doom Eternal наполнен скрытыми секретными помещениями и областями, где можно найти всевозможные фигурки, пластинки с саундтреком, чит-коды, отрывки истории мира на пылающих листках, разнообразные модификации классического думовского оружия… Впрочем, если есть желание заниматься поиском всего этого, вовсе не обязательно заниматься этим сразу — на пройденные уровни можно вернуться позже.

Большая часть врагов легко узнаваема: импы, какодемоны, арахнотроны, кибердемоны, но есть и новые, отлично вписывающиеся в эту когорту. Причем при первой встрече с ними игроку сразу же показывают его слабые стороны, намекая, что он, конечно, может его тупо залить свинцом и плазмой, но гораздо эффективнее бить именно в подсвеченные на туше точки. Например, если не отстрелить у арахнотрона турель, то он будет поливать Палача Рока шквалом ракет, а вместо того, чтобы всадить в какодемона несколько обойм, лучше забросить ему в рот гранату.

На несвежем воздухе

Хотя дух оригинальных игр выдержан в Doom Eternal идеально, не стоит думать, что это же относится и к самому геймплею. Нет, концепция та же: коридоры, ключи, двери, арены, повторить. Однако Doom Slayer прыгуч, способен разгоняться, цепляться за всевозможные предметы и даже лазать по стенам (не по всяким, впрочем, а только определенным, которые легко опознать на вид). Так что битвы, особенно происходящие на многоэтажных уровнях, зачастую представляют собой эквилибристику с беспорядочной стрельбой.

Приятно то, что в отличие от Doom 2016 года, игрока больше не запирают в небольших залах. Конечно, поля боя до сих пор представляют собой закрытые арены, однако их площадь выросла в несколько раз и теперь действие чаще всего происходит под открытым небом или в гигантских многоуровневых залах. Отдельное наслаждение — наблюдать за стычками зомби-десантников и других монстров — впрочем, продолжаются они ровно до того момента, пока те или другие не заметят Палача.

Пейзажи здесь так же постоянно меняются. Сперва Doom Slayer крушит врагов в разрушенном чертями городе, потом он уже поднимается к холодным, заросшим растительностью стенам небесного замка, потом на Марс, в Ад, снова на Землю и так до конца. Все эти пейзажи вполне могли бы попасть на обложку альбомов какой-нибудь хеви-металлической группы (которыми, кстати, и был вдохновлен визуальный стиль оригинальных игр).

Самое главное, стоит отметить, что игра ни на секунду не буксует и не стоит на месте, несмотря на то что казуальному игроку проходить ее даже на самом легком уровне сложности будет нелегко. Она молниеносная, стремительная, и хотя каждую условную арену, скорее всего, придется безуспешно штурмовать по нескольку раз, это не надоедает, а только подогревает желание вновь и вновь кидаться в бой, выискивая новую тактику и стратегию, запоминая, какая волна врагов придет следующей, где лежат жизненно необходимые припасы и как их рационально использовать.

Отдельный момент — сюжет и лор, которого здесь намного больше, чем в любой другой игре серии. Казалось бы, зачем вообще изучать все те перипетии, приведшие к такому безобразию, когда надо мочить очередную волну демонов? Но нет, все кинематографические вставки лаконичны, информативны, а листки, разбросанные по уровням и повествующие об истории миров, действительно хочется читать между ожесточенными баталиями, благо они дарят минуту заслуженного отдыха и позволяют узнать наконец, из-за чего все произошло.

***

Нельзя при этом сказать, что Doom Eternal — игра без изъянов. Конечно, они есть, и их немало. Например, совершенно не к месту разветвленная система улучшения оружия, копаться в которой абсолютно нет ни времени, ни желания. Многопользовательский режим, представленный лишь режимом Battlemode, где два демона под управлением игроков сталкиваются с Палачом, тоже выглядит сомнительно.

Но в целом новый Doom — это, пожалуй, лучшее, что могло случиться с серией. Это зрелищная, жестокая игра, верная своим истокам и при этом абсолютно современная, дико динамичная и, самое главное, приносящая огромное удовлетворение от процесса ее прохождения.

Михаил Карпов