Поскольку слов уже нет (одни книги), скажу их лишь два. Первое - в защиту маленьких музеев, до которых ни доходит обычно нога вечно спешащего туриста. То есть не такие уж они и маленькие порой, но публика предпочитает привычный набор: музей Пикассо - фонд Миро - собор Саграда Фамилия Гауди. Но заслуживает внимания и Египетский музей с рядом стоящим фондом Годиа (вот где пара первоклассных готических полотен, не говоря уже о временных выставках - в июне, например, показывают стекло ар-нуво). А уж о музее Фредерико Мареса вблизи кафедрального собора и говорить не приходится. Сам Марес был скульптором, происходил из богатой семьи, где много путешествовали и собирали все подряд. Теперь в его музее выставлены десятки тысяч экспонатов - от спичечных этикеток начала века, вееров, театральных биноклей и очков до ключей, гребней, вензелей и тростей. Про часы настенные, каминные и карманные даже и не говорю. "Да он просто маньяк!" - подумал я весело, разглядывая эти старинные, а честно говоря так даже архаичные, витрины, где мало что, к тому же, подписано. Как будто сам я не собирал в детстве марки со значками, да и теперь не коллекционирую любой клочок бумажки, попавший в руки. А в театральном зале на самом верху, где масса домашних, настольных театров, есть еще и пять старинных велосипедов! Но главное богатство музея - огромное собрание готической скульптуры, прежде всего распятий, самые ранние из которых датируются XII веком (именно здесь я и увидел массу предметов, связанных с Монтсерратом).

И еще одно важное обстоятельство, о котором следует упомянуть здесь и сейчас, - нынешним летом в Барселоне проходит культурный Форум. Там будет масса событий - от музыкальных до театральных, включая дискуссии и семинары. Поскольку это мероприятие всемирного масштаба, то и большинство выставок посвящено далеким культурам. "Тело и космос. Искусство Мексики до Колумба" показывает Фонд Caixa Catalunya (он расположился в одном из шедевров Гауди, доме Ла-Педрера, выставка открыта до 10 октября). На близкую тему - "Образ тела" - задумались и в Музее Барбье-Мюллера. Вообще-то это филиал знаменитого музея в Женеве: в Барселоне постоянно показывают его коллекции американских цивилизаций доколумбовой поры (Барбье-Мюллер расположен на той же улочке, что и музей Пикассо, выставка работает до 30 сентября). А в Национальном музее Каталонии показывают "Пиры, ритуалы и церемонии" - древнюю бронзу из музея Шанхая (до 12 сентября). Но есть и темы, более близкие хронологически: "Туризм" в фонде Антони Тапьеса (до 29 августа) или "Война и мир" в музее Пикассо (до 26 сентября).

Поскольку цифры и факты грозят вот-вот замучить, а внутри-то по-прежнему все поет, скажу правду о музыке: в Барселоне ее не просто много, а очень много. Программы Форума проходят большей частью в Аудитории - огромном зале с удивительной акустикой. На открытие с Ростроповичем за дирижерским пультом уже не успеть, зато можно послушать квартет Казальса, играющего Равеля, Дебюсси, а также современного французского композитора Кристиана Лоба. А 30 июня будет вечер музыки фламенко для симфонического оркестра, в том числе "Любовь-волшебница" Мануэля де Фальи. Исполняет Национальный оркестр Каталонии под управлением Жоана Амаргоса.Но и в обычной музыкальной жизни масса всего интересного, прежде всего в знаменитом оперном театре "Лисео". Долгое время театр считали вотчиной Монтсеррат Кабалье (теперь-то мне понятно ее имя!), но и без этой примадонны здесь идут первоклассные спектакли. Весь июнь, например, вагнеровские "Зигфрид" и "Гибель богов" в постановке Гарри Купфера (собственно, это "Дойче Опер" из Берлина сдает свой спектакль в аренду). А еще здесь бывают спектакли в подвальном Фойе. Я видел Casta Diva - трогательное попурри из арий и песен для контратенора в исполнении Флавио Оливера. Истории о любви и разлуке, о невозможности вечного счастья все слушают за столиками со свечами, как в кафе. На сцене огромное зеркало, в котором отражается полутемный зал. Шампанское наливают словно воду, но в зеркале подробностей не видно - ни пузырьков в бокалах, ни выраженья глаз, ни тех дорог, что привели сюда зрителей.