Подать объявление
topkvadrat.ru / Обустройство / Стул как арт-объект

Стул как арт-объект

Автор: Елена Мацейко

19:20 / 24 января 2013

Обновлено:

18:36 / 30 декабря 2014

Статья «Хорошо сидим!» из номера «Квадратъ»

№23 от 21 января 2013

Стул для дизайнера, оказывается, очень сложный объект, ведь он должен быть одновременно красивым, прочным, лёгким и удобным. В домашней обстановке стулья меняются чаще всего. Среди всех предметов мебели именно стулья поражают разнообразием форм, размеров, пропорций, деталей. Дизайнеры часто смотрят на них как на арт-объекты и при этом вздыхают: небоскрёб построить легче, чем придумать хороший стул или кресло. 

Тюльпан из будущего

В 1965 году американский архитектор Эро Сааринен, яркий представитель послевоенного экспрессионизма, придумал стул Tulip («Тюльпан») – одну из самых популярных на сегодняшний день моделей винтажных стульев. Сааринен прославился своими проектами аэропортов, похожих на летящих птиц, и стадионов, напоминающих восточные храмы, он завоевал несколько престижных премий в области органического дизайна. Свои представления о пластических формах он перенёс в «архитектуру» интерьера.

Классическая модель Tulip имеет характерную волнообразную форму, белое основание и красное сидение.

Для своего времени стул выглядел абсолютно футуристично, поскольку совмещал плавные очертания модерна с непривычными для мебельного производства материалами. «Тюльпаны» даже использовали в американских телешоу для поклонников фантастики как «предмет из будущего». Один из уцелевших после съёмок стульев был в наши дни продан с аукциона за 18 тысяч долларов.

«Тюльпан» производит впечатление чрезвычайной лёгкости, но вместе с тем очень надёжен: ножка из литого алюминия сверху покрыта пластиком, спинка выполнена из стекловолокна, дополняется съёмным мягким сидением из полиуретана или пуха, обтянутого кожей или тканью, сейчас выпускаются модели с механизмом вращения.

Экземпляр стула Тulip представлен в крупнейшем музее дизайна в Нью-Йорке.

Навеяно шинами

Первое кресло с каркасом из стали спроектировала аристократка Эйлин Грей. В подходе к дизайну интерьера она во многом была не согласна со своими современниками и даже со своим соседом по Лазурному берегу – великим архитектором Ле Корбюзье. «Дом – это не машина для жилья, – говорила Эйлин. – Это раковина для человека, его продолжение, его освобождение, его духовное выражение». Мадам Грей критиковала модернизм за его излишнюю приверженность порядку. Она писала: «Бедность современной архитектуры является следствием атрофии чувственности. Без интуитивных решений, продиктованных инстинктом и чувством, получается непригодное для жилья пространство». Кресло Эйлин Грей Bibendum, созданное в начале XX века, – одно из самых узнаваемых произведений дизайна этого столетия. Это кресло с регулируемой спинкой (положение работа-отдых). Форма спинки, по словам Эйлин Грэй, была навеяна шинами Michelin.

Кресло-яйцо

Кресло Egg («Яйцо»), впервые спроектированное датским дизайнером Арне Якобсеном, настолько эффектно, что способно в одиночку, как говорят дизайнеры, «держать интерьер». Причём «держит» его уже лет этак пятьдесят с хвостиком.

Форма кресла проста как яйцо. Оно создавалось в полном соответствии с концепцией органического дизайна – следуя природным формам. Кстати, в тех же традициях был создан и растиражированный стул «Муравей» того же автора, удивительно напоминающий тельце насекомого-трудяги.

Арне Якобсен спроектировал кресло Egg для отеля Radisson SAS в Копенгагене. Форма кресла даёт человеку возможность очутиться в своем личном уютном пространстве внутри большого общественного.

По формам богини плодородия

При взгляде на это кресло вы, пожалуй, вначале улыбнётесь. Архитектор и дизайнер Гаэтано Пеше в 1969 году спроектировал целую серию из семи изделий различных размеров. Но успех ему принесло именно это творение. Donna – резиновое надувное кресло, повторяющее антропоморфные формы богини плодородия. Такие кресла идеально вписываются в интерьер в стиле «бабушкиного» кантри.

Барокко в крапинку

Кресло «Пруст» – известное произведение итальянского дизайнера и издателя Алессандро Мендини. Мендини просто хотел пошутить над стилем барокко – создать ироничную интерпретацию знаменитого кресла короля-солнца. Позаимствовав форму, он изменил отделку: оставив каркас, украшенный завитками, обил кресло современной тканью в крапинку. В специальной терминологии это называется «декор в стиле барокко, соединённый с полихромным рисунком в технике пуантилизма». Получился очень популярный предмет мебели, который покупатели восприняли абсолютно всерьёз – это кресло бьёт все рекорды продаж. Существует масса интерпретаций «Пруста» – в каких-то вариантах завитки делаются из белого пластика, в других, наоборот, лепнина остаётся без изменений, а обивка подбирается ярких, радикальных расцветок.

Кресло подходит и для интерьеров в классическом стиле, и для апартаментов в стиле лофт. Современную версию кресла изготавливают из полиэтилена методом формования.

Разве можно сидеть на проволоке?

Этот стул навязчиво напоминает то ли металлическую корзинку для продуктов из супермаркета, то ли клетку для птиц. Но Bertoia Barstool очень быстро прижился в современном интерьере. Дизайнеры используют его в обеденных зонах. Не пренебрегают стулом от дизайнера Гарри Бертойя и декораторы, оформляющие крупные бары и рестораны.

Тонко переплетённый металлический каркас, на первый взгляд, противоречит всем представлениям о комфорте. Более тщательный осмотр стула заставляет сомневаться в его прочности и долговечности. Однако визуальная «шаткость» обманчива. Сетчатая структура стула выполнена из полированной стальной проволоки высокого качества с хромированной отделкой. В комплект входят сменные подушки из различных материалов. К основанию каждой опоры прикреплены резиновые пробки, которые защищают пол от повреждений, а стул от скольжения.

Кресло-шар

Финский дизайнер Эро Аарнио придумал кресло-шар и «для компании» изобрёл ещё кресло-пузырь (Bubble chair) – подвесной вариант кресла-шара, а такое кресло Globe, в котором шар вытягивается в конус. Удивительная особенность таких кресел – особая акустика внутри: внешние звуки слышатся приглушённо, как будто ты находишься в капсуле.






Дизайнерские архетипы

Дизайнеры считают стул Panton, созданный Вернером Пантоном, настоящей иконой стиля. Парадоксально, но автор этих строк впервые увидела «икону стиля» в советской столовой… Просто изделия из пластика в какой-то момент стали чрезвычайно популярны и распространены, и Panton – возможно, своего рода дизайнерский архетип.

С тех пор, как был создан этот стул, прошло немало лет. Дизайнеры напридумывали массу версий знаменитого стула с обтекаемыми линиями – и из ротанга, и из дерева, и даже из воска. Но, пожалуй, самую знаменитую создал современный эпатажный дизайнер Фабио Новембре. Свои стулья он назвал Her chair («Её стул») и His chair («Его стул»). Форма стула повторяет форму обнажённого тела. Говорят, дизайнер вдохновлялся не только анатомией, но и Книгой Бытия.

Ленивый стул

Обеденный стул Lazy (ленивый) создала дизайнер из Испании Патрисия Уркиола. По словам Патрисии, она придумывает каждый предмет мебели как часть интерьера, а не как отдельную вещь: «Мне кажется, что интерьер должен напоминать ландшафт: прекрасный, светлый и гармоничный. Каждая моя коллекция – это то саванна, то фьорды. В любом интерьере должна быть независимость от человеческого тела, как у валунов, поросших мхом, у деревьев, поваленных бурей, на которых сидеть очень удобно, но ты знаешь, что не ради тебя они такие, какие есть. Дизайнер должен сделать всё, чтобы было удобно и не хотелось вставать с кресла или дивана. Но уж если ты встал и отошёл в сторону, то должно остаться не просто пустое место для тела, а что-то очень самодостаточное, как пейзаж».

От классического стула стул Lazy отличают мягкость форм, комфортные изгибы и уютная обивка. «Единственный тип стула, который меня пугает – это стул с высокой спинкой, – говорит Патриция. – Он всегда такой важный, такой буржуазный, такой роскошный, что, кажется, не подходит для каждого дня. И как сделать его домашним, как его осовременить, как сделать его удобным для повседневной  жизни?» Похоже,  ей удалось-таки найти ответ. Мягкие,  «плывущие»  формы ленивого стула великолепны.

Стул-призрак

Формы этого стула навеяны эпохой барокко, при этом выглядит он абсолютно современно. Бренд Ghost (дух, фантом, призрак) придумал культовый современный дизайнер Филипп Старк. Стул, и правда, похож на призрак. Он сделан из прозрачного пластика и практически «растворяется» в интерьере, едва обозначая собственные контуры. Почему-то именно такой стул любят использовать в своих домашних интерьерах знаменитости от мира моды, архитектуры и дизайна. Несмотря на «призрачную» структуру, стул Ghost прочен, устойчив к царапинам и, по всеобщему мнению, обладает яркой визуальной привлекательностью. Дизайнеры считают его идеальным для малогабаритных квартир, поскольку Ghost создаёт ощущение простора.

Плюхнуться в мешок

Начало триумфального шествия по миру кресла-мешка относится к 1968 году, когда три молодых итальянских дизайнера из Турина Пьеро Гатти, Чезаре Паолини и Франко Теодоро разработали абсолютно новую по тем временам концепцию бескаркасного кресла. По их задумке, новое кресло имело форму груши, выполнялось из прозрачной плёнки и наполнялось водой. На тот момент идея бескаркасной мебели была революционной, но в предложенном виде выглядела непрактичной, ведь водяное кресло-мешок было бы абсолютно неподъёмным, да и потоп мог случиться грандиозный.

Со своей идеей молодые люди обратились к хозяину мебельной фабрики Zanotta Аурелио Занотте, который оказался незаурядным человеком и дальновидным бизнесменом. Было решено произвести модификацию концепции. Воду заменили шариками из вспененного полистирола и надели на конструкцию чехол. В таком виде кресло поступило в продажу. Первые кресла-мешки, ставшие классикой, имели форму груши, были розового цвета и назывались Sacco (итал. «мешок»).

Более чем за 40 лет устройство кресла-мешка не претерпело значительных изменений, появились, правда, новые формы и изменились размеры, но сам принцип устройства бескаркасной мебели остается неизменным. Кресло-мешок состоит из двух чехлов. Внутренний чехол наполнен мелкими шариками из вспененного полистирола и помещен во внешний чехол, который является обивкой. Легкие и подвижные шарики принимают форму тела сидящего человека и не сковывают движения. Верхний чехол кресла-мешка имеет застежку-молнию, которая позволяет снимать его и чистить.

Сбросим стул с Эйфелевой башни!

История венского стула началась в середине XIX века с создания новой технологии обработки дерева гнутьём, разработанной венским краснодеревщиком Тонетом: распаренную водяным паром или вымоченную в кипящей жидкости древесину выгибали в разных направлениях, придавая ей любые формы.

Такая технология была гораздо экономичнее и выгоднее старых столярных способов. 14-я по счёту модель стула Михаэля Тонета оказалась самой простой и безупречной. Именно от неё и пошло название «венский стул» и представление о венской мебели вообще. Число деталей стула № 14 было сведено к минимуму – к шести. Прочность венского стула была однажды продемонстрирована эффектным рекламным трюком: он был сброшен с Эйфелевой башни и не сломался.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


– У меня родился сын!
– Поздравляю! Как жена?
– Пока не знает…
Еще анекдотов