Подать объявление
topkvadrat.ru / Обустройство / Директор школы «Детали» Татьяна Рогова: «Дизайнеров интерьера не должно быть много»

Директор школы «Детали» Татьяна Рогова: «Дизайнеров интерьера не должно быть много»

Проект преподавателя школы Ирины Дымовой Проект преподавателя школы Ирины Дымовой
Автор: Алина Клещенко

10:36 / 23 января 2014

Обновлено:

21:35 / 23 января 2014

Директор одной из лучших в России и в Европе школ дизайна интерьеров рассказала о том, чему в первую очередь необходимо научиться будущему дизайнеру и декоратору.

Татьяна Рогова основала школу-студию «Детали» в 2000 году вместе со своей дочерью,  дизайнером Вероникой Блумгрен. За время своего существования школа выпустила немало профессиональных дизайнеров и декораторов, востребованных в России и за рубежом. Школа входит в Международную ассоциацию дизайнеров интерьеров (IIDA).

«Квадратъ»: Татьяна Николаевна,  когда к вам пришла идея создать школу-студию «Детали»?  У вас ведь была совсем другая профессия, далёкая от дизайна интерьеров.

Татьяна Рогова: На самом деле, я была не единственной среди тех, кто в конце 1990-х кардинально изменил свою жизнь. Когда-то я заканчивала переводческий факультет Института иностранных языков имени Мориса Тореза, потом изучала историю искусств на истфаке МГУ. Тогда было просто получить второе высшее, если это было нужно. Затем я много лет занималась международными делами в очень большой организации, но в какой-то момент приняла решение, что нужно что-то менять в своей жизни.

В конце 1990-х я начала заниматься очень серьёзными международными инвестиционными проектами. В то время моя дочь Вероника только начинала работать в качестве дизайнера интерьеров. Тогда подобных специалистов можно было буквально пересчитать по пальцам, и всё только начиналось. В 1998 году мы с Вероникой открыли шоу-рум «Детали». Это название нам до сих пор очень нравится. Идея шоу-рума была, в частности, в том, чтобы поддержать наших производителей мебели, поскольку для дизайн-проектов практически всегда нужны предметы интерьера, которые изготавливаются по авторским эскизам. Мы искали мастерские, ремесленников, мастеров. Маленькие мебельные компании, с которыми мы тогда начинали, сейчас стали уже очень опытными и востребованными.

В то время многие пришли к дизайну, не только мы. Начались чудесные «Недели декора» журнала «Мезонин», а мы создали школу и в 2000 году начали свой первый набор. Тогда ещё не было чёткого понимания, как всё должно быть в дизайне интерьеров. Это был очень интересный творческий процесс, который побуждал нас вносить изменения в программы, искать новых специалистов, которые не повторяли азы того, что они преподают в других учебных заведениях, а могли вместе с нами открывать творческие возможности людей.

«Квадратъ»: Кем были первые ученики и преподаватели школы «Детали»?

Татьяна Рогова: В первой нашей группе было восемь человек. Как ни странно, со многими из них мы по сей день поддерживаем отношения. Мы знаем, кто из них сейчас продолжает заниматься дизайном, а кто ушёл в смежную отрасль. Буквально недавно я была на выставке одной из наших первых выпускниц, Аллы Урбан, которая делает очень интересные инсталляции и скульптуры, философские, но не эпатажные. Ещё несколько человек из этой команды работают сейчас. Это Кристина Беспалова, Оксана Иванова. Мы с ними встречаемся, общаемся, продолжаем следить за тем, что с ними происходит.

Среди наших первых преподавателей было несколько архитекторов, один кандидат искусствоведения и истории декоративно-прикладного искусства. Преподавателей по истории искусств мы меняли чаще всего, поскольку никак не могли найти человека, который использовал бы не классический подход, а смог бы настроить наших студентов на то, что история искусств – это кладезь идей и вдохновения для дизайнеров.

Кстати, мы с нашей первой группой работали над самым первым выпуском программы «Квартирный вопрос». Я помню, что в этом сюжете бабушка хотела сделать комнату для внучки-балерины. И ещё я до сих пор помню, как Алла Урбан, которая сейчас очень успешно работает в скульптуре, в последнем кадре программы бросает огромный букет сирени в камеру.

«Квадратъ»: Кем сейчас работают ваши выпускники? Какими их достижениями вы гордитесь?

Татьяна Рогова: Говорят, что в «Детали» просто приходят красивые девушки. Девушки у нас действительно бывают красивые, но мне приятно, когда они начинают работать профессионально в различных архитектурных и дизайн-бюро или создают собственные бюро. Кроме того, я всегда очень рада видеть работы наших выпускников в интерьерных журналах.

Последние шесть-семь лет мы каждый год видим наших выпускников в очень уважаемом и престижном ежегоднике Andrew Martin Interior Design Review, где с удовольствием публикуются гуру дизайна. Здесь часто печатается Надежда Ананьева, наша выпускница и преподаватель. Она заканчивала Строгановку, потом пришла к нам, а теперь преподаёт у нас же. Также здесь публикуются Оксана Захарова (студия Black Art), преподаватель Ирина Дымова, наши выпускницы Илона Меньшакова и Ирина Маркидонова.

Проект Надежды и Георгия Ананьевых, опубликованный в томе 13 Andrew Martin Interior Design Review (2009 год)

В ежегоднике также публиковались Анжела Коневнина и Мария Карташова (проект ресторана во Владимире). А выпускница Кира Чувилёва попала сюда с самым первым своим проектом. В любом случае, в последние годы наши выпускники в этом ежегоднике всегда есть, а ведь когда-то это была неосуществимая мечта.

«Квадратъ»: Сколько человек вы сейчас набираете на курс обучения дизайну интерьеров? Как долго длится обучение?

Татьяна Рогова: Сейчас мы принимаем в год три группы. Две группы у нас учатся восемь месяцев, и одна группа учится год. За год у нас бывает порядка 100 студентов, и мне кажется, что это много. Честно говоря, мы никогда не ставили задачу набрать как можно больше человек. Нам говорят: «У вас есть спрос, имя, авторитет. Вы не будете увеличивать количество групп?» Я говорю «Нет, никогда». Я настаиваю на том, что дизайнеров интерьера много быть не должно.

«Квадратъ»: У вас существует конкурс? Как вы набираете людей в школу?

Татьяна Рогова: Мы – негосударственная образовательная структура, но здесь человека ждёт действительно серьёзная учёба. Занятия проходят 4-5 дней в неделю по 4 часа. Соответственно, студентам нужно с учётом этого планировать свою жизнь.

Также у нас есть ограничения по приёму. Мы не берём выпускников школ. У нас учатся люди с высшим образованием или со средним специальным, которые знают, зачем они сюда пришли, и что им, собственно, нужно. С ними мы проводим собеседование, обычно просим принести и показать свои проекты, если они уже были, или прокомментировать понравившиеся работы в журналах.

В нашей школе существует не конкурс, а лист ожидания. Люди, которые не попали на один курс, ждут следующего набора. Но иногда бывает так, что мы говорим: «Извините, мы с вами совсем разного поля ягоды». Здесь может возникнуть вопрос, зачем же отказывать человеку, который пришёл и хочет учиться. Но для нас важно держать некие критерии качества. Без этого никак, поскольку есть сейчас в сфере обучения дизайну много профанации. Некоторые открывают собственные маленькие школы, но я не знаю, что они несут людям. Если ты чем-то хочешь поделиться и за это дело берёшься, то должен понимать всю ответственность. 

Мне кажется, что образование должно быть качественным, и чем выше ставишь планку, тем лучше будет результат.  В свете этого хочется сказать, что у нас очень интересно проходят экзамены. Это две недели мозгового штурма, дискуссий и обсуждений. Мы не делаем дни открытых дверей. Мне кажется, это глупость – открывать двери один раз в год. Вместо этого мы устраиваем открытые экзамены. Конечно, это не так комфортно для тех, кто выходит с проектом, но, тем не менее, это прекрасная площадка для обсуждения работ студентов.

«Квадратъ»: Когда и почему вы решили расширить программу обучения и ввести курсы повышения квалификации, флористики?

Татьяна Рогова: Курс повышения квалификации возник как следующий этап развития школы. Это курс второго поколения. К нам приходят наши выпускники разных лет. Занятия организуются, в основном, как мастер-классы с ведущими специалистами – с архитекторами, дизайнерами, редакторами журналов, таких как Elle Decor, AD (Architectural Digest), «Мезонин». Мне кажется, что в этой области образование должно быть постоянным, здесь останавливаться нельзя. Историей искусств можно заниматься всю жизнь. Архитектура тоже развивается, тенденции меняются, появляются новые материалы. Так, Carlin International, французская компания, которая делает прогнозы тенденций дизайна, теперь выпускает каталоги два раза в год. Это не значит, что нужно два раза в год менять свой дом, но это говорит о том, что отрасль развивается очень быстро. Курс второго поколения как раз рассчитан на то, чтобы держать руку на пульсе. 

Мастер-класс известного декоратора Кирилла Истомина для выпускников курса повышения квалификации

Затем родилось наше направление IN/EX (Interior / Exterior). Это программа о создании гармонии дома и сада. Сейчас существует много ландшафтных школ, но мы изначально хотели пойти немного по другому пути. Как мне кажется, ландшафтных архитекторов и дизайнеров очень мало, гораздо меньше, чем дизайнеров интерьеров. А уж тех, кто понимает, что нужно интерьер и внешнюю среду создавать в едином ансамбле, вообще единицы. В ландшафтном дизайне важно не только знать цветники и питомники, где можно взять посадочный материал, но и как работать с цветом, пропорциями, композицией.

Что касается флористики, мы когда-то придумали концепцию флористического курса, но понимали, что сами мы не сможем этим заниматься. Чтобы качественного вести курс флористики, нужна огромная материальная база, нужны растения. Пойти в магазине и купить что-то для занятий нереально. Поэтому мы с легкой душой отдали этот проект в компанию «Семь цветов», и сейчас курс «Цветы в деталях» ведётся в цветочном саду «Семи цветов». 

Мы также принимали участие в фестивале садового дизайна в Сен-Тропе, где создали русский сад, который назывался «Я вас люблю, Россия». Это был заросший сад с колоколами, стульями в траве. Многое пришлось привезти из России, но и во Франции нашим помощникам пришлось искать деревянные скамейки для сада по всему Лазурному берегу. И с нынешней группой мы планируем летом поучаствовать в очередном фестивале, который будет проходить в «Сокольниках».

Инсталляция - Терраса "Лес. Чувства" на праздновании 13-летия школы "Детали". Авторы: Светлана Озерова, Юлия Русских, Кристина Шкварина

«Квадратъ»: А как появились курсы живописи и кулинарии?

Татьяна Рогова: Всё логически вытекает одно из другого. Рисунком мы занимались с самого начала. Арт-школа была создана в связи с тем, что кто-то из студентов приходил уже с навыками рисования (например, выпускники МАРХИ, Строгановки, Текстильного института, строительных и художественных вузов), а у кого-то этого не было. Но для того, чтобы делать рабочие эскизы, несмотря на все возможности компьютера, дизайнеру всё равно нужно уметь всё изобразить руками, знать основы композиции и перспективы.

Зачастую мы видим компьютерные версии интерьеров, которые выглядят явно мертворождёнными, хотя с точки зрения масштаба и размеров всё может быть правильно. В то же время все великие дизайнеры, с которыми мы общаемся в Европе и в Америке, сначала делают наброски и скетчи руками. Поэтому наша арт-школа была создана не случайно. Это направление для тех, кому нужно освоить рисунок. Потом постепенно появились курсы акварели, масла, пастели, абстракции. И сейчас иногда я поражаюсь, когда вижу работы взрослых девушек, которые за короткий срок делают иногда такое, что просто диву даешься. Не хочу сказать, что все эти работы – шедевры, но удивляешься, сколько в человеке заложено ресурсов!

Что касается нашей кухни, мы не учим кулинарии. Чтобы учиться кулинарному искусству, нужно идти в кулинарный техникум. Наша большая кухня – это просто место клубных посиделок. Мы иногда приглашаем шефа, а иногда нас просят устроить на кухне день рождения, и это всё превращается в настоящий праздник. Мне говорят: «Зачем ты это делаешь? Это ведь хлопотно». Но традиции сами не возникают, их надо устанавливать.

Домашняя выставка в школе «Детали»

Занятия занятиями, но праздники тоже необходимы. Каждый год на новогодние праздники мы всегда устраиваем нашу домашнюю выставку. Бывает обидно через два дня её разорять, но она очень нужна для тех, кто учится.  Также на праздники у нас обязателен дресс-код. На Новый год у нас был дресс-код «страстно-красный». Это было буйство красного всех оттенков. Все пришли в чём-то красном, например, в красном цилиндре. Вы не представляете, как красив красный цвет, когда он в массе! Я очень ценю наши традиции и ту атмосферу, которая есть в «Деталях», и люблю, когда мы собираем всех.

«Квадратъ»: Как часто вы со студентами школы выезжаете за рубеж?

Татьяна Рогова: Мы очень много ездим и в Европу, и в Америку, и в Азию, но не как туристы. Это учебные поездки, встречи и мастер-классы. В этом году мы едем в Бельгию, в Италию. Во Флоренции в рамках закрытого показа посетим дома, которые обычно не бывают открыты для посетителей. Две учебные поездки совершим в институт Лоренцио ди Медичи (престижный международный институт дизайна и искусств – прим. авт.) Потом будет Chelsea Flower Show (выставка цветов в Челси), посетим садовые центры Англии и сады Луары во Франции. Также в конце прошлого года мы открыли для себя Мадрид, хотя раньше не часто бывали в Испании, и встретились с двумя известными мастерами, один из которых был реставратором королевских дворцов.

Наши девушки также выезжают на Бали. Честно говоря, я не очень большой любитель Юго-Восточной Азии, но Бали – это очень интересный остров и уникальное место с точки зрения arts&crafts. Моя дочь Вероника сейчас там работает. Один из её последних проектов – это luxury boat, круизный двухмачтовый парусник, который восстановлен из старого рыболовецкого судна. То, что мы редко видимся, это, с одной стороны, минус, а с другой – плюс, потому что при встрече можно обменяться множеством идей и впечатлений.

Также мы вот уже лет десять каждый год отправляем группы на стажировку в лондонскую школу KLC, это дизайн-центр в Челси. Стажировка строится таким образом: мы придумываем темы англичанам, а они эти темы пытаются воплотить. Например, тема одной из последних стажировок была сугубо английской – «Традиции и вдохновение».

«Квадратъ»: В каком направлении вы собираетесь развиваться дальше?

Татьяна Рогова: В прошлом году у нас началась программа «Большая архитектура». Она включает в себя авторские мастер-классы звёзд архитектуры. У нас уже были Сергей Чобан (известный российский архитектор, работающий в Германии), президент Союза архитекторов России Андрей Боков, архитектор Сергей Эстрин. В этом году будет продолжение программы.

А следующее направление, в котором мы планируем развиваться, – это предметный дизайн. Это будет ещё один из новых курсов повышения квалификации. Он будет рассчитан на дизайнеров интерьеров, поскольку практически все вынуждены что-то придумывать в интерьере и должны понимать, что и из каких материалов можно сделать. Программа будет включать историю предметного дизайна, работу в мастерских и с мастерскими. Речь не о том, чтобы дизайнер смог сам выточить зеркало в стиле раннего барокко, а о том, чтобы он мог, общаясь с реальными производителями, объяснить своё задание, нарисовать эскиз или сделать макет и понимать технологию производства изделий из камня, дерева, металла, керамики. Осенью мы эту программу запускаем.

«Квадратъ»: Чему, на ваш взгляд, важнее всего научиться будущему дизайнеру интерьеров или декоратору? Что вы стараетесь донести до своих студентов в первую очередь?

Татьяна Рогова: Во-первых, мы стараемся научить их смелости, умению отходить от стереотипов, от того, что принято считать «комильфо». Смелость в данной профессии обязательна. Она предполагает и креатив, и воображение, и творческую интуицию.

Второе, что тоже очень важно, – дизайнер не должен ставить впереди собственные интересы и собственное самовыражение, забывая при этом о заказчике. Ведь дизайн интерьера – это такая же сфера услуг, как медицина, образование, юридические услуги.

И третье, что мы стараемся донести, – это необходимость двигаться вперёд. В этой сфере всё постоянно и очень быстро меняется. Нельзя научиться всему раз и навсегда. 

Проект выпускниц школы – декораторов Натальи Черных и Анастасии Комаровой

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Приходится засыпать когда спать не хочешь, чтобы встать когда не хочешь, чтобы успеть туда, где быть не хочешь. Офигенная штука жизнь.

Еще анекдотов