Подать объявление
topkvadrat.ru / Панорама / Художники-граффисты: «Мы не вандалы, мы художники»

Художники-граффисты: «Мы не вандалы, мы художники»

В России граффити не легализовано В России граффити не легализовано
Автор: Ольга Булычёва

17:08 / 31 октября 2012

Обновлено:

09:15 / 5 марта 2013

Статья ««Мы не вандалы, мы художники»» из номера «Квадратъ»

№17 от 29 октября 2012

Филипп Гаврилов – один из первых «легализовавшихся» граффитчиков в Москве. Он объединил вокруг себя таких же молодых талантливых уличных художников, как и он сам, и вместе они создали творческую группу «Украсим город».

Участники этого проекта уже не прячут свои баллончики, не бегают от полиции в темноте по подворотням, а выполняют официальные заказы от москов­ских управ – украшают город. А ещё Филипп – ярый пропаган­дист движения граффити, он сам организовывал в Москве фестивали, открыл свой граффити-магазин и даже издавал журнал о граффити «Железный занавес».

– Филипп, ты ведь наверняка начинал рисовать как «хулиган», то есть «украшал город» ночью, когда никто не видит?

– Когда тебе надоедает рисовать на бумаге, следующим этапом становиться стена. Свою первую стенку я сделал со своим другом в 10 метрах от своего дома, это был чей-то гараж. Мне жутко нравился сам процесс, мандраж и адреналин, которые заставляли меня рисовать всё больше и во всё более экстремальных местах.

– Стало быть, граффитчика из обычного художника делает адреналин?

   – Скорее, темперамент. Ведь бывает, что люди очень хорошо рисуют эскизы, но при этом их совсем не тянет рисовать на улице. Или, например, попробовали себя на улице, и им не понравилось. И далеко не все приходят рисовать на улицу в погоне за адреналином. Лучше, когда это неспешный созидательный процесс. Тогда и результат получается по-настоящему художественным.

– Путь граффитчика к неспешному созидательному процессу довольно тернист. Ведь уличных художников до сих пор гоняет полиция?

– Граффити появилось в Москве в 90-х годах прошлого века: когда пал «железный занавес», люди начали вникать в культуру хип-хопа, танцевать брейк-данс, появились первые диджеи. В общем, к нам пришла западная молодёжная культура. В те времена «легальных» стен не было совсем и стычки с милицией были обычным делом. Ситуация изменилась не так давно. В 2007 году на улице Изумрудной и в Янтарном проезде в Лосиноостровском районе, в рамках грандиозного проекта под названием «Роза мира», граффитчики разрисовали более 10 фасадов жилых домов. Подобный проект в городе пока один. Рисунки на фасадах жилых домов требуют согласования в Москомархитектуре и в других инстанциях, это крайне сложный и длительный процесс.

В 2009 году стартовал первый этап фестиваля «Энергия мечты», который был учреждён Московской объединённой электросетевой компанией (МОЭК) и направлен на благоустройство центральных тепловых пунктов (ТЦП), которые стоят в каждом дворе. Идея очень понравилась предыдущему мэру, и этот проект получил поддержку и финансирование.

В рамках фестиваля было оформлено более 500 объектов, порядка 50 в каждом округе, по 2–3 в каждом районе. Это стало первым шагом, после которого чиновники, инженерные службы и правоохранительные органы узнали, что граффити – полноценный вид искусства, такой же, как живопись или скульптура, что граффити может выполнять социальную функцию и использоваться в благоустройстве города. Если сейчас художник пойдёт в управу своего района, покажет эскиз и попросит стенку, на него посмотрят уже не как на хулигана, а как на творческую личность.

После фестиваля у нас появилась возможность создать объединение художников, сейчас в рамках проекта «Украсим город» работает порядка двухсот человек. Мы продумываем и реализовываем разные концепции для управ и префектур. Проект «Искусство в каждый двор» направлен на благоустройство ТЦП и трансформаторных подстанций, а проект «Спорт и красота» создан для оформления спортивных площадок и хоккейных коробок.

Иногда проходят локальные фестивали в рамках управ или округов. В этом году, например, мы рисовали в Люб­лино и Марьино. В Северном округе проходил окружной фестиваль, там победил наш проект, посвящённый Отечественной войне 1812 года. Мы расписали по пять-шесть объектов в нескольких районах округа.

– Вас устраивает такой вариант работы с властями – длительное согласование эскизов и прочая бюрократия?

– В России граффити не легализовано, нет регламентирующего закона, и, на самом деле, не совсем понятно, как это узаконить. Если разрешить всем рисовать что попало и где попало – выйдет безыдейная мешанина. Когда что-то рисуется ночью, на скорую руку – это вандализм, и за это надо наказывать. Но если у тебя есть разрешение от управы, всё согласовано с технической инспекцией (ОАТИ), а в идеале – и с жителями, то это будет творчество и помощь городу. Мы приехали на объект, сделали и уехали. А людям потом годами придётся на это смотреть. Поэтому мы стараемся учесть пожелания жителей, иногда по их просьбе даже вносим изменения в эскиз и повторно его утверждаем в управе.

– Если сравнивать московское граффити-движение в начале двухтысячных и нынешнее – как оно изменилось? Есть ли какие-то обучающие программы для начинающих граффитчиков, площадки для обмена опытом?

–10 лет назад у нас не было профессионалов. Все рисовали то, что им приходило в голову. Никакой обучающей информации не было, граффити-магазинов не было. Сейчас мы уже имеем своих художников мирового класса. Их, к сожалению, пока не так много – человек 10. У них выработан свой стиль, они участвуют в зарубежных выставках, работают с крупными мировыми брендами.

«Роза мира» – граффити-проект в Лосиноостровском районе Москвы

В Рунете, к сожалению, до сих пор нет специализированных сайтов, на которых граффитчики выкладывали бы свои работы и обменивались опытом. Эту функцию выполняют социальные сети. Обучение происходит за счёт советов более опытных товарищей, можно смотреть зарубежные видео, пробовать что-то новое, развиваться, объединяться.

– Российские художники уже могут диктовать мировую моду в граффити?

– Думаю, что нет. Законодатели граффити – Штаты и Европа. Там рисует гораздо больше людей, а следовательно, у них больше идей. При такой конкуренции придумать что-то своё крайне тяжело. Очень мало ребят, которые действительно могу предложить что-то эксклюзивное. И, кстати, в этом случае важно не просто показать кому-то свою работу, а опубликовать её в зарубежном издании –  «забить свой стайл».

– Граффити позволяет зарабатывать на жизнь?

– Есть команды, которые работают с частным сектором: квартиры, офисы, гаражи. Работа граффитчиков стоит от 1000 руб. за квадратный метр, стоимость работы зависит от уровня сложности, объёмов и сроков её выполнения.

«Украсим город» – пока един­ственное объединение улич­ных художников, работающее с госструктурами. Второй наш проект – это граффити-магазин на дизайн-заводе «Флакон», где продаются краски, маркеры, заправки, специальная литература.

– Какие планы на будущее?

– Планируем снять первый фильм про легальное граффити в Москве. Съёмки будут проходить на десяти столичных объектах – мы уже получили разрешение на их оформление. Пригласим 10 ребят с мировым именем, которые будут рассказывать свои истории успеха и параллельно делать свою работу – рисовать. И ещё у нас есть идея с помощью спонсоров провести в будущем году большой фестиваль, связанный с благо­устройством города.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии (2)

Alter Ego
19 июля в 08:03
Ссылка
Kewl you should come up with that. Excleelnt!
Ответить
Alter Ego
21 июля в 13:35
Ссылка
My preoblm was a wall until I read this, then I smashed it.
Ответить

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Москва уже давно поделена на зоны влияния китайских семей: Свао, Вао, Ювао, Юао, Юзао, Зао, Сзао, Сао и главная семья Цао.

Еще анекдотов