Подать объявление
topkvadrat.ru / Панорама / Валерий Золотухин: возвращение к Истоку

Валерий Золотухин: возвращение к Истоку

Автор фото: Skydrinker на ru.wikipedia Автор фото: Skydrinker на ru.wikipedia
Автор: Оксана Жбанова

10:14 / 31 марта 2013

Обновлено:

22:56 / 23 июля 2013

– Мама, это же тот дядя, который «если прольется хоть капля темной крови!…», – так отреагировала моя семилетняя дочь на телевизионный сюжет о смерти Валерия Золотухина. А я подумала: вот ушел артист, для Настьки он – вампир, отец Кости из «Дозоров», а кем он остался для меня?

У каждого ведь свой Золотухин.  Ко мне он впервые пришел в образе Киврина из «Чародеев» – прямого, открытого и немного наивного мага, который в упор не видит плетущихся вокруг интриг и верит даже тем людям, у кого на лице написано: гад и злодей.

Вместе с подружками-второклассницами мы посмотрели это видео раз сто, и все, конечно, были влюблены в красавчика абдуловского Иванушку, но неуклюжий трогательный Киврин вызвал тогда у меня в душе какое-то совсем не детское сочувствие.

Нет, вру: еще до этого, в самом раннем детстве, с магнитофонной кассеты, под которую мама занималась аэробикой, звучало его «вдруг, как в сказке, скрипнула дверь…» – песня Жоржа Милославского из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Каждое слово этой песни выпевалось кругло и сочно, как яблоко.

«Счастье вдруг…» – и мама разводила руки в стороны, «в тишине…»  – она хитро прищуривалась и подносила палец к губам, «постучалось в двери…» – мама стучала кулаком в воображаемую дверь, вызывая у ребенка бурю восторга. Эти непонятные слова, этот звенящий, словно готовый сорваться, голос, вводили меня в транс.

Конечно, Золотухин  для меня – это прежде всего голос. Не узнать его невозможно, а вызвать в памяти так же легко, как крик петуха или вой пожарной сирены. И пел он совершенно особенно – не по-эстрадному, не по-оперному и даже не слишком по-народному.  Выплевывая связки, как сказал один мой приятель. Кстати, именно с ним я единственный раз видела Золотухина живьем, на сцене Таганки.

Было это классе в девятом, приятель за мной культурно ухаживал, а я выбирала между ним и отвязным рокером из одиннадцатого. Пригласить девушку на Таганку, да еще на пьесу «Маркиз де Сад», было, конечно, круто. А у меня, как назло вскочил на губе прыщик, и поход в театр совсем было отменился. Но папа на меня наорал, что я просто дура: это же Таганка(!), Любимов(!!), Золотухин(!!!) – и что на моем месте он пошел бы туда даже с фурункулом на заднице.  Так что, замазав прыщик, в назначенный час я была у дверей этого культового заведения.

Что меня там больше всего поразило, так это множество иностранцев, в зале их было едва ли не большинство. Что они могли понять? Но таращили глаза как завороженные, а аплодировали неистово. Меня же спектакль не впечатлил – Сад как Сад, Золотухин как Золотухин.

Театральной подготовки мне явно не хватало, к тому же отвлекали прыщик и приятель, который все норовил погладить мою коленку.

По-настоящему открыла Золотухина-актера я уже лет в двадцать, случайно наткнувшись на «Маленькие трагедии» по каналу «Культура».

Мое тогдашнее элегическое настроение, мысли о бренности бытия и потерянной жизни удивительным образом вдруг высветили образ его Моцарта. В чем-то это был тот же Киврин, только гораздо глубже, тоньше, трагичнее. Когда телеспектакль закончился, я вытерла слезы и полезла на полку за томиком Пушкина.

А вот «Бумбараша» я посмотрела всего лет семь назад и совершенно не поняла. Какие-то выдуманные ситуации, картонные персонажи, и сам главный герой – не то Петрушка, не то Иванушка-дурачок. Вероятно, в 1971-м, когда снимался этот фильм, такая трактовка событий Гражданской войны в кино считалась смелой и новой. Сказать, что Золотухин там плохо играет, нельзя – он как может старается оживить эту странную фантасмагорию.  И вытягивает ее своим обаянием, своим голосом и энергетикой.

Вспоминая Валерия Золотухина, нельзя, конечно, забыть про его роли милиционеров. Был период, когда милицейская форма, казалось, стала визитной карточкой его киногероев. Что понятно, учитывая его дебют в фильме «Хозяин тайги» – наверное, одном из первых советских фильмов, где участковый, старшина Василий Сережкин, показан не «рыцарем без страха и упрека», а нормальным человеком со всеми его проблемами и слабостями.

Мне этот фильм довелось пересмотреть, когда готовила материал про Высоцкого, и должна сказать, что ранний Золотухин ничуть не уступает тому в харизматичности.

Возможно, в чем-то именно Владимир Высоцкий стал злым гением Валерия Золотухина. Начинали они практически одинаково, оба снимались в кино, играли на Таганке, шли «ноздря в ноздрю», каждый претендуя на роль кумира, пока Высоцкий не сделал головокружительный рывок благодаря своим песням.

И тут, по-моему, во многом сработала тогдашняя конъюнктура: блатное обаяние песен Высоцкого оказалось более востребованным публикой, чем фольклорный распев Золотухина. Нет, о соперничестве или, упаси бог, зависти тут речи не было, Валеру и Володю, несомненно, связывала самая искренняя дружба, но до самой смерти Высоцкого Золотухин, все-таки,  находился в его тени.

Удивительно, что карьера Высоцкого, который до этого снялся уже в 15 фильмах, пошла вверх именно после совместной работы с Золотухиным в «Хозяине тайги». Ещё более удивительно, что последнюю свою роль Высоцкий сыграл тоже в одном фильме с ним, это была уже упоминавшаяся лента «Маленькие трагедии».

Вообще в судьбе Валерия Золотухина немало мистики и роковых совпадений. Начать хотя бы с даты рождения – 21 июня 1941 года, за день до войны. Только представьте: на второй день бытия, когда ребенок должен купаться во всеобщем внимании  и любви, всех окружающих его людей поражает страшная весть. Этот всеобщий стресс не мог ему не передаться.

Быть может, именно тогда наметился в нем тот надрыв, переход за предел душевного напряжения, переплавившийся потом в  актерский дар?

Мистика и рок, трагедии на сцене и в жизни… В 2007-м покончил с собой его приемный сын, что это – расплата? наказание?  И не отсюда ли растут корни потрясающего исполнения роли отца в «Дневном дозоре»? Вы помните, он готов на все, чтобы спасти сына Костю от участи вампира, не дать ему убивать людей. Казалось бы, наивный фантастический блокбастер, но Золотухин создает в нем образ поистине шекспировского масштаба…

Хочется верить, что моя дочь еще узнает Валерия Золотухина не только по «Дозорам», что увидит и полюбит его в «Чародеях»,  «Хозяине тайги», «Маленьких трагедиях» и в других фильмах, уже ставших классикой.  А может, даже оценит его «Бумбараша» лучше, чем я.

Ведь актеры, уходя, остаются с нами, пока живут сыгранные ими роли. А Валерия Золотухина, согласно его воле, похоронят на родине, в селе Быстрый Исток.

До свидания, Артист!

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии (1)

Alter Ego
18 июля в 12:53
Ссылка
Good to see real expertise on display. Your cobritnution is most welcome.
Ответить

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


В Израиле:
- Беня, а шо там такое на Украине происходит?
- Украина с Россией воюет.
- И шо, как там дела?
- Ну Украина потеряла таки 2 миллиона гражданских, полуостров Крым, несколько вертолетов, пару десятков бронетранспортеров, убито много военных и еще на грани перехода к России две большие области на Востоке.
- А у русских шо?
- Таки не поверишь, они вообще не войну не явились.
Еще анекдотов