Подать объявление
topkvadrat.ru / Панорама / Портрет Бориса Грачевского в интерьере

Портрет Бориса Грачевского в интерьере

Автор: Андрей Васянин

15:42 / 31 июля 2013

Обновлено:

12:17 / 7 августа 2013

Статья «Портрет Бориса Грачевского в интерьере» из номера «Квадратъ»

№38 от 5 августа 2013

Слоны, жирафы, питоны, простор и другие домашние атрибуты создателя «Ералаша».

В этой квартире на Гиляровского, 4, много света. Он отражается от стен и мягкой мебели, преломляется в сложных линиях потолочных светильников. Широкий коридор, высокий жираф с шеей-пружиной, вдоль стен под потолком – длинная шкура неизвестного животного…  Чёрный овал потолка над столом в гостиной повторяет изгиб чёрного и белого на полу. Цвет – это способ отделить кухню от гостиной. Мы в жилище Бориса Грачевского, режиссёра и сценариста, создателя детского киножурнала «Ералаш».

В гостиной. Потолок слегка отражает свет, создаёт иллюзию второго этажа и – при том, что он чёрный! – увеличивает пространство помещения

Квартира дизайнерская, но в ней и жить удобно

– Да, об этот чёрный потолок много было копий сломано, – говорит хозяин дома. – Когда архитектор мне предложил эту идею, я, признаться, даже усомнился, в здравом ли он уме, но потом понял задумку. Потолок слегка отражает свет, создаёт иллюзию второго этажа и – при том, что он чёрный! – увеличивает пространство гостиной. А свет от него, в зависимости от освещения, времени суток и погоды, играет по-разному, и может быть то серым, то жёлтым, тёплым. Вот такой световой дизайн получается. Павел Решко, архитектор, который мне и предыдущую квартиру выстраивал, и дачу, и сыну жильё, меня понимает и всегда старается делать так, чтобы в комнатах было много света.

– И, наверное, воздуха? У вас как-то очень легко дышится.

– Да, много воздуха, много свободного пространства – об этом мы и думали, когда ломали стены и перегородки.

Когда я увидел эту квартиру впервые, она, хоть и была полностью отремонтирована, показалась мне непригодной для жилья. Кухня была отделена от гостиной стеной, мне очень не понравился тёмный коридор, глухой холл, маленькая спальня. Поэтому мы с Решко начинали перепланировку с того, что разложили на полу палочки – у меня плохо с пространственным мышлением, и Павел объясняет мне всё «на палочках».

Кухня. Свет, отражённый от тёмного глянцевого потолка, в зависимости от освещения, играет разными цветами. Вот такой световой дизайн получается

– Вы тоже считаете, что между гостиной и кухней не должно быть строгой границы?

– Мне важно, чтоб было удобно, и чтоб жилое пространство использовалось на все сто процентов! Вот у нас на даче очень красиво устроена столовая. Кухня там отдельно. Когда приходят гости, мы накрываем стол в столовой, а кухня при этом простаивает, «не работает».

– А случалось так, что вы с архитектором не соглашались и отстаивали свои взгляды на жилое пространство?

– Когда я начинал с Павлом Михайловичем общаться, то только рот открывал, видя его решения. А потом научился с ним бороться, отстаивать своё, хотя воевать с художником довольно сложно. Вот, например, он меня уговаривал в гостиной сделать стены белыми и гладкими. Но я посмотрел, как это получается, и понял, что нет, не хочу: комната выглядела очень уж «офисно», не по-домашнему холодно. Я настоял на обоях. В своё время кто-то очень хорошо сказал: «у тебя квартира явно дизайнерская, но это тот редкий случай, когда в ней и жить удобно».

– Перепланировка, ремонт – должно быть, это всё заняло кучу времени?

– Открою вам страшную тайну – в этой квартире капитальный ремонт (он, правда, не коснулся санузлов) был сделан за полтора месяца! И даже быстрее – последнюю неделю рабочие только мусор выносили. И всё это время Павел практически не вылезал из квартиры. Сначала он был архитектором, потом стал прорабом и главным инженером на этой стройке, все сделанное осматривал и ощупывал сам. Я в нём уверен на все сто – а он даже иногда обижался: что это, мол, я не интересуюсь, как у него всё получается...

В борьбе с хай-теком

– Вот эти фигурные стулья, стол в гостиной – это «борьба» с хай-теком?

– Да, потому что, по-моему, этот так называемый хай-тек вреден жилью – белое в алюминии только на выставке красиво, а жить в этом  тяжело. Вот стол стеклянный: до него только дотронься – сразу отпечатки пальцев оставишь. А эти деревянные стулья, обратите внимание, они все разные, и какие-то живые, каждый – вариация в стиле модерн. Я ещё собираюсь купить в том же стиле бра и торшер, чтоб завершить композицию.

Коллекция слонов. Слоны вписываются в любую часть интерьера, только их уже ставить некуда...

– Ну, пока её дополняют вот эти слоники, которые у вас почти все полки заняли...

– Слонов я вожу из разных стран, из разных путешествий уже давно, стараюсь подбирать необычных. Началось всё с того, что на один день рождения мне несколько человек, не сговариваясь, подарили слонов – чёрного с колокольчиком внутри и такого странного, уходящего в спираль. Больше других мне нравится белый, каменный – если присмотреться, видно, что у него в сетчатом брюхе сидит ещё один слоник, совсем маленький. У моих слонов интересное свойство: они вписываются в любую часть интерьера, куда ни поставь. Трагедия в том, что их уже некуда ставить...

 С ними хорошо «рифмуется» чья-то шкура под потолком – это был  крокодил?

– Нет, питон, но уже без головы. Я купил эту шкуру в Египте: ненавижу змей, но дочка потребовала, хотела пустить её на штаны.

А шкуре питона нашлось место под потолком

– Но вы не отдали?

– Не отдал, и вот, вожу её с квартиры на квартиру, перевешиваю со стенки на стенку.

– Борис Юрьевич, вы въехали в эту квартиру, когда ещё были с Анной вдвоём, а в сентябре Василисе уже год – вам скоро будет не хватать пространства.

– Да, скоро дитё начнет скакать и бегать как сумасшедшее, на то оно и дитё. Может, и «расширяться» придётся. Но мне очень уж нравится этот дом. Я всю жизнь прожил на окраинах Москвы, сначала в Бабушкине, потом в Свиблове, до работы добираться было безумно далеко. А отсюда до студии Горького, где находится офис «Ералаша», всего ничего. Мне кажется, что квартира в центре – это очень удобно, но жена всё время ворчит, что ребёнку негде гулять. И это правда: двора у нас нет; чтобы погулять с Василисой, мы должны сесть в машину, доехать до Екатерининского парка, покатать ребенка час-два и потом пускаться в обратный путь...  

Сюжет для интерьера

– Вы продумываете интерьеры для героев «Ералаша»?

– Да, вот буквально вчера ругался на художника: квартира, где должны проходить съёмки, совершенно мёртвая – телевизор, диван, пустые стены. А меня в молодости учили, что артисту помогают работать, в первую очередь, место, где он снимается, и то, в чём он снимается, то есть грим и костюм. Например, на стенах плакаты с красавчиками; или стол, книги, рукописи; или диван, сломанный стул, ободранные обои – сразу понятно, кто сейчас войдёт в кадр: девочка-подросток, интеллигент или ханыга. Интерьер сразу задаёт сюжет!

– Вы в своё время и тут сломали «стены» – «Ералаш» первым показал детей в середине 70-х такими весёлыми и свободными.

– Мы сразу начали разговаривать с детьми так, как до нас никто не разговаривал – по-взрослому, не стесняясь серьёзных тем. Главная идея моего учителя Александра Григорьевича Хмелика – снимать вроде как для детей, но чтоб и взрослый понял то, что следует. Жизнь же не подстраивается под детей, она просто окружает их, и мы показываем её такой, какая она есть.

"Всё началось с того, что на один день рождения несколько человек, не сговариваясь, подарили мне слонов..."

– Я недавно смотрел сюжеты «Ералаша» 70–80-х и обратил внимание, что на школьниках нет красных галстуков.

– Ну, нет, в школьных сюжетах без галстуков всё же было не обойтись. Но в сюжетах дома и на улице мы действительно старались снять их с ребят: мальчик объясняется девочке в любви – зачем тут красный галстук?

– Сегодня в «Ералаш» вышла вся современная атрибутика – компьютеры, айфоны, Интернет...

– Так ведь эта самая атрибутика во многом задаёт отношения между детьми, как бы мы к этому факту ни относились! Сегодня ребёнок смотрит в окно, и если ему чего-то не видно вдалеке, начинает раздвигать пальцы, как на айфоне, чтобы увеличить изображение! Мы это показываем и веселимся вместе с детьми. Мальчик девочку позвал на свидание, она всем позвонила, рассказала об этом – а выяснилось, что свидание-то по скайпу. Или другой сюжет: бабушка  отправляет внука  купаться в море, а сама за его телефон – и расстраивается: ну-у, а у него ни вай-фая на «трубе» нет, ни в Сабвей серф не поиграешь. Лузер, мол, внук-то…

Я терпеть не могу фальши, неестественности и, когда сталкиваюсь с этим в работе, сразу начинаю орать. Вот приносят мне сценарий «ералашного» сюжета, я читаю реплику: «Николай, ты такой интересный собеседник…» Ты что, говорю я сценаристу, с ума сошёл? Ну, какая девочка так своему 11 летнему другу скажет? Слушай, скажет она, а с тобой прикольно...

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Тёлки, тачки, бабки... Какая привычная картина открывается глазу в родной деревне!

Еще анекдотов