Подать объявление
topkvadrat.ru / Панорама / Сергей Корзун: «Без бозона не разберёшься»

Сергей Корзун: «Без бозона не разберёшься»

Перспективы расширенной Москвы в свете отечественного и зарубежного опыта Перспективы расширенной Москвы в свете отечественного и зарубежного опыта
Автор: Сергей Корзун

16:59 / 10 июля 2012

Обновлено:

22:41 / 23 июля 2013

Статья «Без бозона не разберёшься» из номера «Квадратъ»

№9 от 9 июля 2012

Есть великие начинания, которые сложно оценить. Цена-то у них есть, но осмыслению они не поддаются.

Есть великие начинания, которые сложно оценить. Цена-то у них есть, но осмыслению они не поддаются. Продажа лунных участков. Строительство Байкало-Амурской магистрали. Переименование ГАИ в ГИБДД, а милиции – в полицию. Борьба чиновников с коррупцией. Отмена летнего времени и нормы в 0,3 промилле. Новые очертания Москвы в форме гигантской замочной скважины. Возможно, за всём этим кроется какой-то высший смысл? 

Плотность населения Мос­квы в бывших её пределах – около 10 тысяч душ на кв. км. Это в четыре раза больше, чем в Шанхае, примерно равно Нью-Йорку и в два раза меньше, чем в Париже. Почему бы Парижу не оттяпать кусок прилегающих территорий, чтобы не было так тесно столице мирового туризма? Почему вместо этого во Франции улучшают дороги и уже более полувека строят скоростные линии метро-электричек, уходящие на десятки километров из города? Там, где кончается собственно Париж, вся транспортная инфраструктура только начинается. И никто не тратит на дорогу по два с половиной часа в один конец, хотя работать или учиться едут, как и у нас, в мегаполис. 

Возьмём Москву: из Южного Бутова, например, добраться до центра на машине можно как раз за 2–2,5 часа, а на мет­ро – менее чем за час. Из Балашихи, в 5-ти километрах от МКАД, по вечно забитому шоссе Энтузиастов – за те же два с половиной часа. А обратно в Балашиху – уже за три с половиной. Метро там нет и не предвидится. Деньги уйдут на юго-запад.

Абсурд ситуации в том, что расширение само по себе не решает ни одну из проблем ни Москвы, ни Московской области. То есть решить проблемы можно, но никто не доказал, что затраты на их решение будут ниже, чем без присоединения.

Кому реально нужно расширение Москвы? Жителям, работающим здесь же? Вряд ли. Чиновникам? Они тоже против переезда из центра города. Наверное, игрокам московского строительного рынка. Первое, на что упирают сторонники этого мегапроекта, – отсутствие в Москве площадок для нового строительства. То есть площадки, конечно, есть, но уже все разобраны. И девелоперам надо либо выкупать их по заоблачным ценам, либо годами обивать пороги для согласования точечной застройки. По прогнозам, «Новая Москва» обойдётся в 11 триллионов рублей, из которых триллион с небольшим пойдет на выкуп земель, а более 9 триллионов – собственно на строительство. Ничего плохого в привлечении средств инвесторов нет, поражает воображение сама цифра: это пять годовых бюджетов Москвы. Не разумнее ли было пустить эти самые триллионы на улучшение коммуникаций по всей об­-ласти, по всем её направ­лениям? Вернуться к почему-то забытой идее единого Московского федерального округа?

Многие эксперты сходятся во мнении, что Москве грозит судьба чёрной дыры, которая затянет в себя не только людские ресурсы с близлежащих территорий, но и рабочую силу со всей России. Зачем нам тогда одна седьмая часть суши? Кем будем её населять?

Все обсуждают, куда поедут депутаты и министерские работники. Туда и поедут, где всё построят! Утром. А вечером – обратно. Потому что жить в полусотне километров от главной политической и светской тусовки не захотят. 100 км из конца в конец Москвы. При средней скорости движения 20 км/час это ж 5 часов на дорогу! Надеетесь, исчезнут пробки? Да ладно!

Бывший московский глава Юрий Лужков заявил в телеинтервью: «Кремль вы никуда не перенесёте, Белый дом вы никуда не перенесёте. Взяли да разместили громадное количество министерств где-то там на границе с Калужской областью. А совещания – что, не нужны теперь? Всё по электронике не проведёшь!» Что совещания! Для них достаточно по одной мигалке на чиновника. Вы, вправду, думаете, что москвичи, работающие в этих самых минис­терствах и связанных с ними конторах, тут же переедут жить в чисто поле поближе к своим офисам? Или будут ночевать на работе? Да ладно! Просто значительно увеличится плечо подскока до работы, и вереницы автомобилей перекроют намертво любые 10-полосные магистрали, которые ещё только намечается построить. 

Некоторые страны решают проблему мегаполисов путём переноса столицы. Так полвека назад в Бразилии на высоком плато поодаль от морских границ заложили новый город. С нуля, на ровном месте. Лучшие архитекторы, тысячи рабочих… Перевели туда из Рио-де-Жанейро все государственные институты и построили элитное жильё для госслужащих.

Получилось красиво, но реальность не совпала с планом. Жильё пустовало: чиновники предпочитали семьи с собой не брать. А вот рабочие, строившие город в пустыне, уезжать обратно в свои захолустья не захотели. В элитные квартиры заселиться у них денег не было, и возвели они неподалёку трущобы. Так что население столицы страны, города Бразилиа, теперь насчитывает два с половиной миллиона вместо 500 тысяч по плану. Но город жив, чиновники работают. Самолёты до карнавального Рио и делового Сан-Паулу летают с интервалами московских маршруток.

А если взять и построить новый город, скажем, на Селигере, на полпути между Москвой и Питером? Уже предлагали, кстати. Целый регион размером с Францию на этом деле можно возродить. К тому же и до Большого, и до Мариинки из новой столицы будет рукой подать. 

Подобные решения проводятся железной волей сильной власти. Пусть даже народ сопротивляется, но сама власть должна понимать, ради чего. И к чему это приведёт. Вот на этот счёт по данному вопросу у меня сомнения. И даже хорошо, наверное, что референдума по расширению Москвы не проводили. По опросам, мнения москвичей «за» и «против» делятся ровно пополам. Не было бы толку в референдуме – получилась бы одна говорильня. 

Бывают инициативы безусловно хорошие, но неисполнимые. Подданный Российской империи поляк Заменгоф придумал замечательный язык – эсперанто. Простые грамматические правила без исключений. Элементарное словообразование. Ни тебе падежей, ни неправильных глаголов. Почему бы не использовать его как универсальное средство общения? Ан нет! Говорящих на эсперанто сегодня – сотые доли процента от населения Земли. А общаются между собой разноязыкие народы по-прежнему на английском. Традиция!

Связанная с реальным лидерством англоговорящих стран. Или ещё «вечный» календарь – ещё в 1888 году француз Армелин предложил делить год на 4 квартала, в каждом из которых один месяц с 31-м днём и два с 30-ю. Каждое число падает на один и тот же день недели, а дополнительный день в конце года – праздник мира и дружбы. Обсуждали даже в ООН, в 50-е годы прошлого века. Не договорились. Никто не захотел отказываться от своих дней рождения и национальных праздников.

Думается, что идея полурасширения Москвы даже не из этой серии. Нет в ней ни убедительности разума, ни широты души, ни изящества логики. Так, полуфабрикат. 

Тут недавно бозон Хиггса открыли. На коллайдере отловили. Говорят, умей мы им управлять, Вселенная так изогнулась бы, что уменьшилась до размера футбольного мяча. Вот бы искривить пространство, чтобы от Кремля и Белого дома до министерств в «Новой Москве» было рукой подать, без пробок и мигалок! Или так изогнуть властную вертикаль, чтобы не мотаться каждый день за указаниями в центр! 

А пока, без бозона, перспективы расширенной Москвы мне представляются миражом. Скажете, что пессимист? Да ладно!

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Почему до сих пор не найдена во Вселенной разумная жизнь? Потому и не найдена, что разумная!
Еще анекдотов