Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / В какой квартире Раскольников зарубил старуху-процентщицу

В какой квартире Раскольников зарубил старуху-процентщицу

Особняк княгини Голицыной (пиковой дамы) на Малой Морской  (сейчас здесь находится поликлиника № 1 МЧС ГУВД С.-Петербурга) Особняк княгини Голицыной (пиковой дамы) на Малой Морской (сейчас здесь находится поликлиника № 1 МЧС ГУВД С.-Петербурга)
Автор: Елена Мацейко

19:36 / 17 марта 2013

Обновлено:

16:20 / 17 марта 2013

Статья «В какой квартире Раскольников зарубил старуху-процентщицу» из номера «Квадратъ»

№27 от 18 марта 2013

Почему великие писатели селили своих героев именно в этих домах?

Дом Фамусова на Страстном (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»)
Москва, Большой Путинковский переулок, 3

Характер Чацкого часто сравнивают с характером его создателя, даже изображения героя «Горя от ума» порой имеют портретное сходство с Александром Сергеевичем Грибоедовым.
Знаменитый драматург и дипломат подолгу живал в Москве и не чуждался общества – был завсегдатаем светских салонов.

В самом начале Страстного бульвара когда-то находился дом М. И. Римской-Корсаковой, который про­­звали «домом Фамусова». Грибоедов часто бывал там. По легенде, однажды на балу у Корсаковой он стал раздражённо высмеивать пристрастие москвичей ко всему французскому, совсем как Чацкий в своём монологе: «Чтоб истребил Господь нечистый этот дух слепого, рабского, тупого подражанья».

Все решили, что Грибоедов сошёл с ума, после бала знакомые даже ездили к нему справиться о здоровье. «Я же им докажу, что не сошёл с ума!» – не выдержал Грибоедов и написал «Горе от ума».

Дом старой графини (А. С. Пушкин, «Пиковая дама»)
Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, 10

Трёхэтажный старинный дом № 10 на Малой Морской улице, которая была в своё время одной из главных улиц Петербурга, построен в конце XVIII века. В 1830-х годах здесь жила княгиня Наталья Петровна Голицына, в прошлом фрейлина и статс-дама при дворе пяти русских самодержцев.

Cчитается, что именно её внешность, характер и привычки были отражены Пушкиным в «Пиковой даме». В апреле 1834 года Пушкин записал в дневнике: «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семёрку и туза.

При дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся». Княгиня, умнейшая женщина, отличавшаяся крутым нравом, олицетворяла собой императорский двор нескольких эпох. К ней на Малую Морскую являлись, как к начальству, и юнкера, и важные сановники.

Дом, где жила Голицына, внешне почти не изменился. А внутри даже сохранилась угловая спальня княгини на втором этаже. Альков и две маленькие двери по обеим его сторонам, внутренняя винтовая лестница – всё это напоминает описание опочивальни старой графини в повести Пушкина.

Дом Раскольникова (Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание») Санкт-Петербург, ул. Гражданская, 19

Фёдор Михайлович Достоевский прожил в Петербурге в общей сложности 28 лет и за это время сменил чуть ли не два десятка квартир. Своих героев он предпочитал селить неподалёку от себя – в соседние дома.

Причём описывал дворы и парадные с такими подробностями, что поклонникам творчества писателя не составляло труда вычислить, где находилась крошечная комнатка Раскольникова, и где жила Сонечка Мармеладова.

Фёдор Михайлович снимал квартиру на Казначейской, д. 7, а Родиона Раскольникова «прописал» на параллельной улице – Гражданской, в доме 19 (на пересечении со Столярным переулком). Дом был построен в 1831 году.

Комната Раскольникова находилась под самой крышей, куда, как и сказано в романе, ведут 13 ступенек. Неподалёку находится жилище Сонечки Мармеладовой – дом № 73 по каналу Грибоедова. В те времена он имел три этажа (четвёртый надстроили уже в советское время).

Героиня романа Достоевского жила на третьем: «Стена с тремя окнами, выходившая на канаву, перегрызала комнату как-то вкось, отчего один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь». Достоевский даёт и более точные приметы: Сонечка живёт «во дворе, справа от подворотни, в девятом нумере».

Жилище старухи-процентщицы – это дом № 104, знаменитый «дом-утюг», обращённый фасадами на Среднюю Подъяческую и на набережную канала Грибоедова. Достоевский даже указывает точное количество шагов от дома Раскольникова до дома его жертвы – 730 (при желании, можно проверить).

«Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселён был всякими промышленниками – портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. Входящие и выходящие так и шмыгали под обоими воротами и на обоих дворах дома. Тут служили три или четыре дворника».

Дом Рогожина (Ф. М. Достоевский, «Идиот»)
Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д. 38

В романе «Идиот» описывается момент, когда князь Мышкин впервые подходит к дому Парфёна Рогожина: «...не доходя до Садовой, Мышкин почувствовал близость к дому Рогожина». Шёл князь, скорее всего, по Гороховой улице, со стороны Загородного проспекта. Поклонники Достоевского быстро вычислили адрес «потомственного почётного гражданина Рогожина» – это дом № 38 по Гороховой улице.

«Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвета грязно-зелёного. Некоторые, очень, впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором всё так скоро меняется) почти без перемены.

Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами… В этих домах проживают почти исключительно одни торговые». Дом № 38 действительно имеет три этажа, фасад без каких бы то ни было украшений. В центре дома – подворотня.

Здание старое и весьма прочное, длинное и приземистое, как добротный купеческий сундук. Правда, не имеет редких окон на фасаде, но в остальном весьма похоже на своё литературное описание. Достоевский, кстати, придавал таким описаниям особое значение – дом служил своего рода продолжением характера или даже олицетворением персонажа. Чуткий князь Мышкин замечает, что рогожинская цитадель весьма похожа на самого Парфёна.

Купеческое Замоскворечье (А.П. Чехов, «Три года»)
Москва, ул. Якиманка

В 1880-х годах практикующий врач и уже достаточно известный литератор Чехов снимал квартиру в Замоскворечье, на Большой Якиманке. Улица называлась Якиманской – по местной церкви Иоакима и Анны, которая, увы, не сохранилась. С октября 1885 года Чеховы жили в доме Лебедевой (дом не сохранился), который находился за зданием нынешнего французского посольства (дом 43).

Квартира была сырой, и там, в 1884 году, у Чехова впервые началось кровохарканье. В 1886 году Чехов поселился на первом этаже дома Клименкова (дом 45).

Верхний этаж хозяин сдавал для устройства свадеб, поминок и прочих собраний местным жителям. Соседство квартиры молодого писателя с кухмистерской давало широкий простор для наблюдения нравов и быта старой Москвы. Считается, что сюжет «Свадьбы» зародился у Чехова именно здесь.

Район Якиманской и прилегающих улиц описан в чеховской повести «Три года»: это мир купеческо-приказчичьего Замоскворечья, с его складами, лавками, лабазами. Прообразом главного героя повести, купца Алексея Лаптева, человека образованного, тонкого, совестливого, стал И. Е. Гаврилов, хозяин торгового владения в Пыжевском переулке, у которого одно время работал двоюродный брат Антона Павловича – Михаил.

Хамовники Ивана Бунина («Чистый понедельник»)

Один из лучших рассказов И. А. Бунина «Чистый понедельник» – это, можно сказать, особенный, лирический учебник географии отдельно взятого района Москвы – Хамовников, с которыми тесно связаны судьбы главных героев.

Бунин описывает рестораны, улицы, храмы, дома и позволяет нам примерно установить адрес главной героини. Скорее всего, это угловой дом напротив храма Христа Спасителя, выходящий одним из фасадов на Соймоновский проезд, другим – на Пречистенскую набережную.

«В доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву угловую квартиру на пятом этаже, всего две комнаты, но просторные и хорошо обставленные. В первой много места занимал широкий турецкий диван, стояло дорогое пианино, на котором она всё разучивала медленное, сомнамбулически прекрасное начало «Лунной сонаты» – только одно начало...

И когда я приезжал к ней в субботний вечер, она, лёжа на диване, над которым зачем-то висел портрет босого Толстого, не спеша протягивала мне для поцелуя руку и рассеянно говорила: «Спасибо за цветы»... «Странная любовь!» – думал я и, пока закипала вода, стоял, смотрел в окна.

В комнате пахло цветами, и она соединялась для меня с их запахом; за одним окном низко лежала вдали огромная картина заречной снежно-сизой Москвы; в другое, левее, была видна часть Кремля, напротив, как-то не в меру близко, белела слишком новая громада Христа Спасителя, в золотом куполе которого синеватыми пятнами отражались галки, вечно вившиеся вокруг него».

В этом же рассказе упоминается и знаменитая Марфо-Мариинская обитель, где герой рассказа – через несколько лет – в одной из монашек узнает свою возлюбленную. В обитель и сейчас можно попасть через ворота, которые находятся на Большой Ордынке.

 

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Ищешь счастье, а приобретаешь опыт. Иной раз думаешь: вот оно, счастье! Ан нет, опять опыт…

Еще анекдотов