Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Художественная школа для взрослых. Как учат рисовать с нуля

Художественная школа для взрослых. Как учат рисовать с нуля

Автор: Алина Клещенко

17:11 / 31 января 2014

Обновлено:

09:37 / 7 февраля 2014

Преподаватель рисунка и живописи Наталья Видяева рассказала о том, сложно ли взрослому человеку научиться рисовать, и какие трудности могут ждать его в процессе обучения.

Наталья Видяева родилась в городе Новоалтайске Алтайского края. Окончила Новоалтайское государственное художественное училище, обучалась в  Российской академии живописи, ваяния и зодчества, а также на художественно-графическом факультете МГГУ имени М. А. Шолохова. Преподает в студии «Эстет-Арт» в Москве.

«Квадратъ»: Вы ещё с детства решили, что хотите стать художником? Как начинался ваш творческий путь?

Наталья Видяева: Такой хитрый вопрос некоторые преподаватели любят задавать студентам, которые хотят стать художниками. В детстве я мечтала научиться рисовать и играть на фортепиано, но в музыкальную школу попасть не получилось, увы. Когда же я вступила в сознательный возраст (около 11 лет), то пошла в школу искусств, сдала вступительные экзамены по живописи и рисунку и тогда уже поставила маму перед фактом, что буду учиться рисовать. Потом мне удалось привести в художку нескольких моих подруг, и они впоследствии стали художниками и дизайнерами.

Мне повезло, что одно из сильнейших на тот момент в России художественных училищ находилось в моем родном городе. Жизнь так распорядилась, что путь мой лежал именно туда. Но судьба подшутила надо мной: мои подруги поступили в училище, а я провалила экзамены. В моей семье было принято решение подать  документы на платное отделение. Первый просмотр я сдала на «отлично». Руководитель группы на это сказал, что иногда во время вступительных экзаменов люди не могут раскрыться полностью. После обучения в училище академию с подругами тоже «брали измором». Я поступила на второй год «абитуриентства», но учиться было очень тяжело по очень разным причинам. В студенческое время я нередко сомневалась, художник я или нет.

Осознание того, что ты художник, приходит, когда понимаешь, что не можешь не рисовать.  Рисование приносит не только боль неудач, но и колоссальную радость от преодоления трудностей. А если ты не рисуешь, то чувствуешь внутреннюю опустошённость. Также ты понимаешь, что ты художник, при общении с людьми. Иногда молодыми людьми первоначально движет честолюбие и желание стать знаменитым, это со временем проходит. Приходится осознать, что рисование неимоверный труд, и человек начинает развиваться в правильном направлении.

Наталья Видяева, «Стога». Холст, масло. 2008 г.

Преподавать и делиться своими знаниями – это тоже призвание. Этот процесс приносит искреннюю радость, и ты одновременно многому учишься. Многие вещи, о которых я рассказываю ученикам, –  это открытия, которые я сделала для себя сама уже после окончания академии. Эти открытия помогают мне работать над холстами, острее воспринимать окружающий мир, мыслить образами. Возможно, мой путь – стать великим педагогом. Ведь бывают прирожденные художники, а бывают прирожденные педагоги. В истории искусств есть примеры художников, таких как Павел Чистяков (живший в XIX веке художник и преподаватель Императорской академии художеств – прим. авт.) или Антон Ашбе (словенский живописец и педагог, создавший известную на весь мир школу), или художник Константин Савицкий. Именно они в своё время дали миру очень  много сильных мастеров.

«Квадратъ»: Многие люди говорят, что им просто не дано рисовать. Так ли важно наличие таланта и природных способностей, или каждый может этому научиться?

Наталья Видяева: Наличие таланта, конечно, важно. Но как его можно измерить? Никогда не знаешь, в какой момент человек может раскрыться. Это может произойти совершенно неожиданно. Это таинство. А научить основам можно каждого.

И даже имея талант, главное – не «зарыть его в землю», а развить. Для этого нужно иметь усидчивость, понимать, к чему хочешь прийти, и любить то, что ты делаешь. Если рисование приносит радость, то ты будешь этим заниматься и «горы свернёшь».

Наталья Видяева, этюд «Пустой дом». Холст на картоне, масло. 2008 г.

Но рано или поздно наступает момент, когда целеустремленные ученики, молодые художники, должны найти собственную «изюминку» в рисовании – то, чем они будут отличаться от просто рисующего человека. А вот это уже абсолютно творческая вещь, которой нельзя научить. Здесь у каждого свой секрет.

«Квадратъ»: Научиться рисованию с нуля взрослому человеку проще или сложнее, чем ребёнку?

Наталья Видяева: У детей, как правило, нет страха перед обучением. У них нет психологических ограничений и блоков, связанных с отрицательным опытом, который в течение жизни появляется у взрослых, и есть энергия, которая толкает познавать мир. Это огромные плюсы!

С другой стороны, взрослым людям легче понять правила, потому что уже существует база знаний. Например, взрослому человеку проще объяснить, как правильно высчитать пропорции предмета. Ребенку это объяснить гораздо сложнее.

Поэтому мне нравится работать с подростками. Они уже не дети, у них есть знания и юношеский максимализм, но пока ещё отсутствуют «флажки» (внутренние ограничители).

«Квадратъ»: Учиться лучше в группе, отдельно с преподавателем, или можно освоить всё самостоятельно с помощью книг и уроков в Интернете?

Наталья Видяева: Самостоятельно научиться рисовать однозначно сложно. Какие-то вещи можно узнать из книг, но оценить свою работу самоучка не сможет. Даже профессиональные художники стремятся к общению в своей среде, чтобы понимать, в каком направлении двигаться дальше.

\

Наталья Видяева, «Стражи Москвы» (центральная часть). 2008 г. 

Я считаю, что лучше учиться в группе, но очень важно, чтобы был преподаватель, способный создать в коллективе правильную атмосферу. Необходимо, чтобы люди готовы были общаться, не стеснялись друг друга, делились открытиями, которые они только что сделали. На групповых занятиях можно наблюдать, как ты развиваешься в сравнении с другими людьми. Это позволяет человеку профессионально расти. Кроме того, не все вещи можно объяснить словами. Людям, которые являются визуалами по восприятию, иногда достаточно что-то показать один раз, и им всё становится понятно. А если интересные человеку художники дают мастер-классы, нужно обязательно на них ходить. Это развивает!

Заниматься с репетиторами тоже очень полезно. Репетитор – как личный тренер. Он часто следит за теми вещами, за которыми не всегда может проследить преподаватель на групповых занятиях. В идеале – сначала можно позаниматься в группе, а потом с репетитором. Затем можно снова прийти в группу.

«Квадратъ»: По каким причинам люди чаще всего приходят на занятия?

Наталья Видяева: Чаще всего люди приходят потому, что хотят осуществить свою детскую мечту или получают удовольствие от рисования. Другим это необходимо для личностного развития или для развития правого полушария мозга.

Наталья Видяева, «Пасхальный натюрморт». Холст, масло. 2012 г.

В студию приходят люди разных возрастов. Это студенты, абитуриенты, мои ровесники, взрослые люди, у которых дети только пошли в школу или уже выросли, даже пенсионеры! Бывает, что в зрелом возрасте люди начинают путешествовать по миру и открывать для себя новые творческие возможности. А когда я преподавала в колледже, у меня учился мужчина 36 лет с экономическим образованием, который вдруг решил стать ювелиром. Я восхищаюсь людьми, которые в любом возрасте стремятся расти и развиваться, не останавливаются на достигнутом, погружаясь в свои воспоминания. К сожалению, по моей статистике, только двое из десяти рисуют дома сами, не в студии. То есть большинству учеников карандаш в руке дома подержать некогда. Это печально.

«Квадратъ»: Какие сложности подстерегают желающих научиться рисовать?

Наталья Видяева: В начале обучения человек может думать, что рисовать легко и просто. А на самом деле рисование – это кропотливый труд, который требует невероятной усидчивости. Чтобы выработать эту усидчивость, нужно рисовать как минимум по 15–20 минут в день. У человека должна выработаться привычка. Полностью полагаться на вдохновение – большая ошибка. «Аппетит приходит во время еды».

На пути к умению рисовать человека могут ждать нелёгкие испытания. Из-за того, что рисовать трудно, он может зайти в тупик, «опустить крылья». Но если хватит мотивации, поддержки педагога или близких, а также сил перешагнуть этот порог и пережить подобный момент, то дальнейшее развитие пойдёт легче.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии (7)

Alter Ego
01 февраля в 19:28
Ссылка
Очень понравились картины! Всю жизнь мечтал научиться хорошо рисовать. Умею рисовать , но не очень
Ответить
Alter Ego
02 февраля в 12:55
Ссылка
Какая прелесть. Свежо, лучисто.
Ответить
Alter Ego
03 февраля в 01:02
Ссылка
Как будто вижу все наяву:стою рядом и слышно как листочки деревьев шелесят,какая прохлада под деревьями , а кругом так жарко... И старый заброшенный дом... Кто в нем жил... Все настоящее,живое.Мне очень понравилось.Как сказал мой внук(8 лет) растерянно и с жалостью: "...Я так не могу. Спасибо!
Ответить
Alter Ego
03 февраля в 08:18
Ссылка
Очень интересная статья. Теперь думаю пойти учиться рисовать.
Ответить
Alter Ego
06 февраля в 09:02
Ссылка
Прекрасная статья: зовет осуществить то, к чему давно-давно стремилась душа, но... быт заел! А читаешь и думаешь: "Бросить все! И с этюдником - в поля, на пленэр!". А работы ваши, Наталья, прекрасны!
Ответить
Alter Ego
17 февраля в 18:53
Ссылка
О сотруднчиестве! Любви - всегда, Любви – везде!:) Купаться в любви, как в море!:) ПРИГЛАШЕНИЕ Проведение плэнеров, тренингов, семинаров, конференций на Фиоленте: Живописная природа вдохновляла и вдохновляет художников. Группам – Скидка, руководитель – Бесплатно!
Ответить
Alter Ego
07 апреля в 14:23
Ссылка
хочу рисовать лица!глаза,губы ,улыбки,особенно глаза.Рисую дома,жаль материально затруднена чтобы нанять педагога,но обязательно это сделаю!обязательно!главное успеть!
Ответить

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


На съёмке фильма:
— В этом эпизоде вы прыгаете с крыши, ударяетесь о балкон, хватаетесь за бельевую веревку и летите на землю.
— А веревка не оборвётся?
— Отличная идея!
Еще анекдотов