Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Всё для фронта - от аэросаней до самолётов

Всё для фронта - от аэросаней до самолётов

Гиганты московской промышленности в большинстве своём были основаны в дореволюционные времена Гиганты московской промышленности в большинстве своём были основаны в дореволюционные времена
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

21:09 / 27 июня 2012

Обновлено:

05:47 / 1 марта 2013

Часть 3 из 3

Читать материал полностью

Статья «Всё для фронта - от аэросаней до самолётов» из номера «Квадратъ»

№8 от 25 июня 2012

Москва, наряду с Петербургом, Варшавой и Ригой, была одним из центров русской промышленности. В 1910 году в городе находилось 219 текстильных предприятий, на которых трудилось до 40 тысяч рабочих.

Очень скоро большинство металлообрабатывающих заводов страны, в том числе и завод Листа, стали оборонными.

В 1915 году на фронтах Первой мировой войны сложилась кризисная ситуация – в русской армии свирепствовал «снарядный голод». Иногда на каждые 10 выстрелов немецких орудий наши отвечали лишь одним, армия отступала, оставляя позади целые губернии.

Русские промышленники горячо отозвались на призыв правительства о помощи. На Софийской набережной Лист построил новые железобетонные корпуса для производства снарядов. Использование в качестве строительного материала железобетона было внове для России. 

В 1916 году снарядный кризис был преодолён, затем последовали крупные победы над немецкими и австрийскими войсками на Западной Украине и в Южной Польше – это произошло во многом благодаря помощи московских заводов.

В начале XX века в России появилось автомобиле- и само­-лётостроение. Такие высокомеханизированные производ­ства существовали всего в трёх городах империи: Санкт-Петербурге, Москве и Риге. Одним из пионеров этой отрасли стал московский завод «Дукс», известный также как Императорский самолётостроительный завод.

Корпуса легендарного предприятия расположены на улице Правды, 8. Завод был основан обрусевшим немцем, инженером и заядлым гонщиком Юлием Меллером в 1893 году, и поначалу производил велосипеды, мотоциклы, автомобили, 18-местные автобусы. Начиная с 1904 года здесь выпускался двухместный паромобиль «Дукс-Аксай», пользовавшийся популярностью среди состоятельных москвичей.

Параллельно предприятие осваивало выпуск электрических двигателей – городской достопримечательностью был десятиместный «Дукс Электроомнибус», обслуживавший посетителей некоторых московских гостиниц, в том числе фешенебельной гостиницы «Бристоль» на Неглинном проезде, 13. Той самой гостиницы, которая незаслуженно фигурирует в качестве борделя в романе Бориса Акунина «Статский советник». 

Вплоть до 1910 года автотранспорт составлял основной ассортимент завода. Дореволюционный журнал «Автомобиль» называл главными отличительными качествами машин «Дукса» простоту и изящество: «…им может без труда управлять всякий, без предварительной подготовки и практики». 

В 1916 году у «Дукса» появился серьёзный конкурент – основанное банкирами Рябушинскими Автомобильное московское общество, АМО, расположенное на современной Автозаводской улице. До октябрьской революции на заводе успели собрать более 400 грузовиков.

Путь отечественной промышленности в большую авиа­-цию был длинным. Так, впервые в России на московском заводе «Дукс» стали выпускаться аэросани – средство передвижения по городу, сейчас совершенно исчезнувшее. На задней части саней крепился мотор с огромным защищённым винтом.

После основания в 1910 году Императорского военно-воздушного флота под командованием великого князя Александра Михайловича завод «Дукс» переходит на вы-пуск самолётов. В том же году в воздух поднялся первый военный самолёт российского производства, конструкции французского инженера и про-мышленника Анри Фармана. За годы мировой войны завод «Дукс» выпустил и поставил на вооружение русской армии 1569 самолётов, дирижаблей и гидропланов.

Некоторые из старых заводов функционируют до сих пор, сменив названия: товарищество А.И. Абри­косова – ныне «Концерн Бабаевский», АМО братьев Рябушинских – ЗИЛ. Многие заводы, такие как «Красный октябрь» (бывшее Товарищество Эйнем), «Красный пролетарий» – бывший завод братьев Бромлей, один из лучших машиностроительных заводов империи, – используются под офисные и складские помещения. 

Гиганты московской промышленности в большинстве своём были основаны в дореволюционные времена. Печальное состояние столичных заводов сегодня заставляет сожалеть об их славном прошлом, которое невозможно вернуть.

Часть 3 из 3
Читать материал полностью Напечатать Послать по e-mail Комментировать

Читать материал по частям:

  1. Итория города: фабрики и фабриканты Москвы
  2. Тяжелая промышленность Москвы
  3. Всё для фронта - от аэросаней до самолётов
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

21:09 / 27 июня 2012

Обновлено:

05:47 / 1 марта 2013

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Рабинович разбогател и купил огромный дом. Водит приятеля по своему новому особняку:
– Вот гостиная... Это спальня... Это мой кабинет... А в этой столовой могут одновременно обедать пятьдесят человек. Не приведи Господь!

Еще анекдотов