Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Вокзал как архитектурная романтика

Вокзал как архитектурная романтика

У Ярославского вокзала,  начало 20-х годов  прошлого века У Ярославского вокзала, начало 20-х годов прошлого века
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

17:23 / 26 мая 2013

Обновлено:

17:29 / 26 мая 2013

Статья «Вокзал как архитектурная романтика» из номера «Квадратъ»

№32 от 26 мая 2013

Поезд и вокзал у многих людей с детства вызывают романтические ассоциации. Железная дорога всегда была символом перемен, освоения неизведанного пространства. Даже в чеховской пьесе «Вишнёвый сад» паровоз стал аллегорией социальных реформ, крушения старого жизненного уклада и предвестником новой эпохи. Московские железнодорожные вокзалы – это ещё и городская достопримечательность, также как метро или, например, знаменитый трамвай «Аннушка». Сейчас вокзалов в Москве девять – ровно столько, сколько было и до революции.

От британского воксхолла к русскому вокзалу

Архитектор Константин Андреевич Тон. 
Портрет работы Карла Брюллова

Этимология слова «вокзал» (Vauxhall) не связана с транспортом. С 17 века и до середины 19-го в пригороде Лондона существовал парк Воксхолл-Гарденз, известный своими многочисленными увеселительными заведениями и развлечениями для образованной публики.

В России воксхоллы появились в конце 18 века – именно как открытые развлекательные площадки в городских парках и садах. Наиболее известным был воксхолл в Петровском парке, расположенный в районе нынешней станции метро «Динамо». А самый первый «воксал» в Москве открыл английский антрепренёр Майкл Мэддокс ещё при государыне Екатерине II.

Развлекательный сад работал с мая по сентябрь на Таганке, в районе современного дома 23 по Большому Факельному переулку. Там устраивали танцы, играл духовой оркестр, работали буфеты со сладостями и напитками, театр под открытым небом, а гулянья проходили до двух часов ночи. Чтобы гости в тёмное время суток могли дойти до извозчиков без приключений, соседние переулки освещали факелами – вот почему переулки сначала нарекли Большим и Малым Вокзальными, а потом они стали Факельными.

В плохую погоду представления шли в крытых помещениях «воксалах». Именно в их честь и была названа первая в России железнодорожная станция, построенная в 1837 году в Царском Селе.

Николаевский (Ленинградский) вокзал - самый первый 
вокзал Москвы

От империи к торговому ряду

Старейший вокзал Москвы – Ленинградский, до 1923 года назывался Николаевским в честь императора Николая I. Именно при этом государе в России открылось регулярное железнодорожное сообщение.

Здания Ленинградского вокзала и Московского вокзала в Питере похожи как две капли воды. Оба вокзала были построены Константином Тоном и Рудольфом Желязевичем. Эти же архитекторы возводили здание круглого депо для локомотивов на современной Комсомольской площади. В те времена это место было известно как пустырь Каланчёва поля. В древности здесь стоял дворец царя Алексея Михайловича с деревянной вышкой – «каланчой».

Виндавский (ныне Рижский) вокзал

Константин Тон был самым приближённым к влас­тям архитектор своего времени, он известен как основатель «неовизантийского» стиля в русском искусстве. Он автор проектов Большого Кремлёвского дворца и Храма Христа Спасителя в Москве. Неовизантийский стиль должен был символизировать величие и государственную мощь Российской империи.

В истории России 20 века Николаевский вокзал сыграл одну из ключевых ролей. В октябре-ноябре 1917 года во время боёв отрядов юнкеров и студентов под командованием офицеров московского военного округа с большевицкими отрядами красной гвардии, первоначально победа была за «белыми». И только благодаря тому, что вокзал и Каланчёвская площадь остались под контролем большевиков, им удалось доставить из Петрограда подкрепление и одержать верх.

Савёловский вокзал

По признанию большинства историков, именно в ходе продолжительных и кровопролитных боёв за Москву решалось будущее устройство страны и судьба советской власти.

Вокзал «а-ля рюс»

В конце 19-го – начале 20 веков, при императорах Александре III и Николае II, Россия вернула своё былое величие и по всем показателям вошла в пятёрку абсолютных мировых лидеров.

В те времена просвещённые умы горячо спорили, какой путь развития должна выбрать страна: западный либеральный или традиционный, уходящий корнями к средневековой русской культуре.

Конфликт между вестернизацией и национализмом, западниками и славянофилами, повлиял на все сферы жизни, в том числе на развитие искусства и архитектуры. Московские вокзалы начали перестраивать один за другим, создавать новые – такие же помпезные и претенциозные, как прежде, но выдержанные в двух различных направлениях – в неорусском стиле и модерне.

Классические примеры русского стиля – здания Виндавского (ныне Рижского, 1901 год постройки, проект Станислава Бржозовского), современного Ярославского (1904 год постройки, архитектор Фёдор Шехтель) и Казанского вокзалов (1914 г., архитектор Алексей Щусев).

 

Ярославский вокзал построен в форме огромного терема. Под его главным шатром расположились рельефные изображения гербов Москвы, Ярославля и Архангельска – Георгия Победоносца, медведя с секирой и святого Михаила Архангела. Шехтель активно использует элементы архитектуры русского севера: ажурные металлические кружева в арках и на коньках кровли. В интерьере главного вестибюля расположены 12 панно работы художника Константина Коровина на бытовую и пейзажную северную тематику. А на фасаде можно увидеть огромное майоликовое панно с сюжетами из флоры и фауны северных губерний, выполненное в абрамцевской мастерской Саввы Мамонтова.

Казанский вокзал, расположенный напротив, – выступает как бы архитектурным оппонентом Ярославского. Его начали строить в 1914 году, предполагая открыть к 1 ноября 1916 года. Однако Первая мировая и Гражданская войны прервали строительство. В итоге первый этап был завершён в 1923 году, а сдали вокзал лишь в 1940-м. Интерьеры оформляли в восточном стиле, а ресторан хотели обставить в стиле времён Петра I.

Главная башня, названная в честь последней казанской царицы Сююмбеке, сочетает традиции русского зодчества 16 века и татарской архитектуры Поволжья.

В стиле модерн

В стиле модерн строились Киевский, Белорусский, Павелецкий и Курский вокзалы. Однако в первозданном виде сохранились лишь первые два.

При реконструкции площади Курского вокзала в 1938 году само здание было сильно перестроено, а в 1972-м – загорожено огромным стеклянным комплексом. Только внутри вокзала можно увидеть остатки старого здания, построенного архитектором Н.И. Орловым.

Не менее печальная судьба постигла и Павелецкий вокзал – постройку снесли, и на её месте появилось новое здание, лишь стилистически и по общим очертаниям напоминающее старый вокзал. С виду одноэтажный, Павелецкий стал трёхэтажным внутри.

Современное здание Белорусского вокзала было построено в 1907–1912 годах архитектором Иваном Струковым, автором известной Сокольнической больницы.

Временный вокзал Московско-Рязанской железной дороги. 1913 г.

За всю историю вокзала его переименовывали шесть раз – он успел побывать Смоленским, Брестским, Александровским, Белорусско-Балтийским, а в 1936 году стал Белорусским.

Здание было полностью выполнено из железа и бетона, согласно модным тенденциям той эпохи. А сам вокзал до революции был вторым по пассажиро- и грузопотоку в Москве и одним из крупнейших в Европе. Так же как и Варшавский вокзал Санкт-Петербурга, он принимал большую часть импорта, поступавшего в центральную Россию по железным дорогам. Сейчас Архитектурно-вокзальные тенденции эпохи перемен

После проигранной Крымской войны и либеральных великих реформ Александра II железная дорога становится, в первую очередь, транспортной и экономической артерией бурно развивающейся страны, а Москва – торгово-промышленной купеческой столицей. Это находит отражение и в архитектуре вокзалов. Новые вокзалы проще, лаконичнее в своих формах, выдержаны в сухой стилистике классицизма и очень напоминают торговые ряды или пассажи. Таким выглядит Рязанский (ныне Казанский) вокзал Москвы, построенный в 1863 году по проекту архитектора Р.И. Кузьмина, старые здания Брестского (ныне Белорусского, 1871 г.), Нижегородского (1861 г.) и Троицкого (ныне Ярославского, 1862 г.) вокзалов. Последним вокзалом такого типа стал Бутырский (ныне Савёловский), построенный в 1897–1902 гг. инженером А.С. Сумароковым на деньги миллионера Саввы Мамонтова.

Власти совместно с РЖД затеяли очередной этап обновления и реконструкций на столичных вокзалах. Например, на остеклённых балконах у главного входа Киевского вокзала появился огромный двухэтажный стеклянный кафе-ресторан.

Казанский вокзал

Градозащитников волнует вопрос: сохранят ли здания и площади вокзалов после реконструкции свой исторический облик и насколько?

А у вас какой класс?

В России существовали четыре класса пассажиров. Вагоны для них красились в разные цвета, а вокзалы имели отдельные залы ожидания для каждого класса. Ярким примером такого разделения является Виндавский вокзал, правое крыло которого предназначалось для пассажиров I и II классов и было оснащено уборными, рестораном и различными развлечениями. В левом располагались путешественники III и IV классов – тут были только уборные и буфет.

Каланчёвская площадь трёх вокзалов до революции

 

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


- Ты такой умный, начитанный...
- Да нет, я обыкновенный. Это ты тупой.
Еще анекдотов