Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Великие страницы дачной истории

Великие страницы дачной истории

Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

18:25 / 27 августа 2012

Обновлено:

07:39 / 15 февраля 2013

Статья «Великие страницы дачной истории» из номера «Квадратъ»

№12 от 20 августа 2012

Дачный образ жизни повлиял на русскую литературу не меньше, чем появление пароходов и железных дорог. В загородных имениях меценатов собирались литераторы, художники, антрепренёры, артисты, учёные, государственные мужи.

Оранжерея литературных талантов

Здравствуйте, дачники, здравствуйте, дачницы!

Съёмки у нас  уж давно начались… 

Песенка юнкеров из романа М. Булгакова «Белая гвардия» 

Дачный образ жизни повлиял на русскую литературу не меньше, чем появление пароходов и железных дорог. В загородных имениях меценатов собирались литераторы, художники, антрепренёры, артисты, учёные, государственные мужи. Ночи проходили в диспутах и невинных дачных забавах. Именно там впервые, ещё до публикации, звучали гениальные стихи и рассказы, рождались научные проекты, в приватной атмосфере принимались важные политические решения. Образ дачи как уголка райской жизни преследует многих писателей и поэтов. На даче лучшие свои дни проводит Обломов Гончарова, в дачной обстановке регулярно собираются герои рассказов Чехова.

А.П. Чехов на даче в Мелихово. 1897 г.

И не где-нибудь, а именно на даче происходит кульминация любовного конфликта князя Мышкина в романе Федора Достоевского «Идиот». В 1904 году Максим Горький даже сочинил пьесу под названием «Дачники». Кстати, весьма обличительную.

Революция и новая идеология взорвали прежнюю дачную идиллию. В сталинскую эпоху этот райский уголок, где интеллектуалы общались с узким кругом себе подобных,  превращается в «золотую клетку». Дача становится символом официального признания, плодом сотрудничества писателей и учёных с властью, а для многих – знаком компромисса с собственной совестью. Поэт-эмигрант Георгий Адамович писал о причинах расставания с родиной: «возможность писать по-своему, думать и жить по-своему, пусть и без пайков, без разъездов по заграничным конгрессам и без дач в Переделкине, имела значение первичное». Дачный посёлок творческих работников становится привилегированным местом, и Булгаков в «Мастере и Маргарите» описывает завистливую перепалку литераторов по поводу того, что дачи в «Перелыгино» (трансформация Переделкина) получают лишь «генералы».

Вершины дачной архитектуры

Мода на дачи как места летнего отдыха рождается в крупных российских городах в середине XIX в. Ранее, начиная со времён Екатерины II, само это слово означало просто отмежёванный кусок земли в сельской местности. С годами патриархальная помещичье-крестьянская Россия уходила в прошлое, и всё возрастающую роль в общественной жизни стали играть образованные горожане. В качестве мест для своего летнего отдыха они выбирали ближайшие к городу деревни.

 Бум дореволюционного дач­ного строительства пришёлся в 1890–1900-е годы на эпоху модерна в архитектуре. Состоятельные люди могли позволить себе нанять первоклассных архитекторов и превратить свои летние резиденции в настоящие произведения искусства. Большинство из этих шедевров, к сожалению, утрачены. До наших дней дошли лишь единицы, как, например, деревянная дача С.Я. Левенсона в Чоботовском переулке, что в Ново-Переделкине. Здание построил в начале 1900-х годов великий Фёдор Шехтель.


Из-за многочисленных башенок оно сразу получило прозвище «теремок». Старорусские орнаменты на наличниках, изображения цветов, фруктов и диковинных птиц перекликаются с мотивами васнецовских картин. Одновременно, как бы соревнуясь, московский миллионер и заводчик Владимир Лыжин в 1905 г. также заказывает дачу в неорусском стиле. Её создает другой классик модерна – Лев Кекушев.

Терем Лыжина в Ивантеевке имел несимметричную внутреннюю и внешнюю планировку. Уникальное расположение каждого помещения, непредсказуемые переходы высот, винтовая лестница и неожиданно большой центральный зал – всё это имитировало боярские палаты. 

К сожалению, здание серь­ёзно пострадало во время пожара 2008 года. Зато другая кекушевская дача – А.И. Ермакова в соседней Мамонтовке – продолжает радовать глаз, отчасти напоминая своими формами почти полностью сгоревшую дачу в Ивантеевке.

Впрочем, далеко не всем дачникам нравился древнерусский стиль. Некоторые хозяева копировали итальянские виллы, с огромными окнами, террасами и балконами, просторными залами. Архитекторы экспериментировали с японскими и китайскими мотивами. В 1910-х годах в моду вошло подражание классицизму. Много таких построек было возведено в Томилино и Перловке. Вокруг дачных посёлков образовывалась развитая инфраструктура – церкви, школы, почтовые отделения. Крупнейшим посёлком по праву считается Малаховка, в которой насчитывалось более 1000 дач. Здесь специально для дачников было проведено электричество, и даже был выстроен настоящий театр в монументальном стиле. Центральная улица посёлка не без претензии называлась Невским проспектом. Распространёнными развлечениями дачников были только что вошедшие в моду футбол, теннис и бадминтон. Не обходилось и без любимой игры русской элиты – крокета.

 

Вишнёвый сад и наукоград

«Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишнёвый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода... Вы будете брать с дачников самое малое по двадцати пяти рублей в год за десятину, и если теперь же объявите, то я ручаюсь чем угодно, у вас до осени не останется ни одного свободного клочка, всё разберут!»

Удивительно точно и подробно устами купца Ермолая Лопахина излагает концепцию дачного бизнеса Антон Павлович Чехов. В то время это был способ быстро заработать большие деньги. Именно из коммерческих соображений в 1880-е годы разбивает на дачи своё имение Кузьминки князь Сергей Голицын. В отличие от чеховской Раневской, ни за что не желавшей вырубать свой вишнёвый сад, большинство дворян-землевладельцев были не столь щепетильны. Они охотно шли на перестройку родных пенатов и заселение их шумными дачниками-горожанами. При московских усадьбах возникают такие дачные поселки как Княж-Мещёрский, Отрада княгини Хилковой, Новое Кунцево при имении миллионера Солдатенкова, Покровское-Глебово при имении княгини Евгении Шаховской-Глебовой-Стрешневой. В последнем дачи были одни из самых дорогих, сезонная аренда стоила от 100 до 2000 рублей за домик.

 

Удивительная судьба постигла подмосковное имение Кучино купцов Рябушинских. Оно было превращено в дачный посёлок учёных, прообраз «наукограда». Молодой талантливый инженер, 22-летний Дмитрий Павлович Рябушинский в 1904–1905 гг. на свои деньги строит в усадьбе первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт. Вокруг строятся дачи для учёных, производственные корпуса, лаборатории. 

Великий авиаконструктор Игорь Сикорский, который жил и работал в Кучино, назвал это место «славным гнездом авиационной науки». Работали там и другие дачники, такие как профессор Николай Жуковский. Почти все научно-технические разработки, рождённые в Кучино, были передовыми и не имели аналогов в мире. В 1909 году там увидел свет первый вертолёт (ещё беспилотный), в 1913 г. первый четырёхмоторный самолет «Русский витязь», а в 1914 г. первый пассажирский самолет «Илья Муромец». В годы Первой мировой войны местные дачники разрабатывали и проводили испытания первых в истории, пусть и примитивных, образцов ракетного оружия, различных типов миномётов и безоткатных орудий. Ежегодно Рябушинский жертвовал институту 40 тысяч золотых рублей. В 1918 году, после его ареста, Аэродинамический институт прекратил своё существование.

 

 

Скромный классик дачного дизайна

К сожалению, до наших дней практически не дошли планировки многих исторических дачных построек. Исключение составляет дача потомственного почётного гражданина Москвы Константина Францевича Зегера в Покровском-Глебове. Благодаря тому, что она была застрахована от пожара, в архивах сохранился план и описание здания. Дача представляла собой целый комплекс. Напротив друг друга стояли летняя деревянная двухэтажная и зимняя каменная дачи, между ними многочисленные хозяйственные постройки.

Автором проекта был архитектор Владимир Адамович. Голландские печи, дубовые лестницы, отделанные деревом стены и потолки кабинетов, наборные паркеты различных сортов дерева, водяное отопление, две террасы, винные погреба. Таков был интерьер. Само здание выполнено в стиле романской готики. Недурно для владельца – директора свекольно-сахарного завода и сотрудника Московского комитета попечения о просящих милостыню. Сейчас на этой даче расположена психиатрическая больница № 12, и осмотр интерьеров, к сожалению, затруднён.

Однако далеко не каждый дачник мог позволить себе заказать работу знаменитому архитектору. Стали появляться первые типовые проекты. Наиболее известным из их авторов является Григорий Судейкин, разработавший и опубликовавший к 1916 году 129 проектов дачных домов и 587 различных чертежей и рисунков. Он проектировал также и хозяйственные постройки. В начале прошлого века его архитектурные решения пользовались большим спросом у москвичей благодаря простоте, удобству и гармоничности. В альбоме Судейкина можно было найти дома на любой вкус и достаток. Техническая проработка и дизайнерские решения столетней давности ничуть не уступают современным. Неудивительно, что некоторые его проекты с небольшими изменениями продолжают использоваться строителями и в наши дни.

Безусловно, дачная архитектура сделала значительный шаг вперёд за последние десятилетия. Жаль только, что неповторимая эстетика и особый мир дореволюционной дачной жизни сохранились лишь на страницах чеховских рассказов и старых газет.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Перед вечеринкой два часа отрабатывал перед зеркалом голливудскую улыбку, а потом почистил зубы и забыл их на полке.

Еще анекдотов