Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / В 1903 году в московском зоосаде выступал Гарри Гудини

В 1903 году в московском зоосаде выступал Гарри Гудини

Американский иллюзионист Гарри Гудини Американский иллюзионист Гарри Гудини
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

19:25 / 9 января 2013

Обновлено:

10:29 / 1 марта 2013

Часть 2 из 2

Читать материал полностью

Статья «В 1903 году в московском зоосаде выступал Гарри Гудини» из номера «Квадратъ»

№22 от 7 января 2013

Откуда и когда к нам пришло кино, с каких пор москвичи стали, как в известной песне поётся, «без ума от синема»?

Кинотеатр «Модерн» в здании отеля и ресторана «Метрополь» привлекал состоятельную публику. А самым шикарным считался кинотеатр «Буфф» на углу Тверской и Садовой улиц. Его владелица, шведская подданная Д.А. Лидваль, оборудовала комфортабельный зал, состоящий только из сидячих мест, отдельные ложи по 5 рублей за сеанс, роскошный зеркальный зал, дорогой буфет, наняла целых два оркестра.

Кинотеатр Ханжонкова  на Триумфальной площади.  Фото 1920-х гг.

Однако в большинстве столичных кинематографов ситуация была совершенно иной. Всеволод Чайковский описывает свои подростковые впечатления от кинотеатра «Биограф», принадлежавшего Амалии Гензель (Белинской) и располагавшегося напротив Елисеевского магазина на углу Тверской и Гнездниковского переулка: «Помещение этого театра было маленькое, сидячих мест было только 24, и стояло человек 30, которые усердно грызли семечки и плевали шелуху на голову сидящих». Сеанс в таких заведениях, размещавшихся, как правило, в сараях, амбарах и трактирах, стоил недорого – от 30 копеек за полуторачасовой фильм, детям и учащимся скидка 50%. А потому и публика собиралась специфическая – в основном простонародье. Возникала ругань, толкотня, расчувствовавшиеся нетрезвые зрители иногда «выясняли отношения» прямо во время кинопоказа. Подростки изводили пришедших на сеанс девушек и мусорили в зале.

Простой народ очень любил совмещение кинопоказов с другими развлечениями.

В 1903 году в московском зоосаде, к примеру, действовал синематограф, сопровождавшийся выступлениями молодого, ещё малоизвестного тогда американского иллюзиониста Гарри Гудини.

Революционеры использовали дешёвые кинотеатры для распространения оппозиционной литературы и листовок. Делалось это, как правило, на поздних сеансах – московские электротеат­ры работали с 12 часов дня до 23–24 часов ночи.

Работа служащих электротеатров была поистине рабской. Они получали нищенскую зарплату 15–20 рублей в месяц, а работать приходилось по 10, в выходные дни – по 12–14 часов в сутки. Между тем, владельцы синематографов получали неплохой доход. К примеру, кинотеатр А.А. Ханжонкова на Триумфальной площади приносил в год чистой прибыли более 50 тысяч рублей, сумма, на которую можно было приобрести два приличных двухэтажных дома в Москве. Одним из самых популярных фильмов в репертуаре «Ханжонкова» была картина французского режиссера Жассе, снятая на студии «Гомон», – «Жизнь Иисуса Христа».

Киноархитектура

Поначалу никаких нормативов по строительству и организации кинотеатров не существовало. Ситуация изменилась после того, как 8 февраля 1908 года произошла трагедия.

В одном из тульских кинотеатров во время раннего сеанса случился пожар: заживо сгорело 10 детей, многие получили ожоги и серьёзные увечья. А через три года, в 1911 году, масштабный пожар в кинотеатре в Бологом закончился гибелью более сотни зрителей.

С тех пор для облегчения эвакуации снимали входную дверь, будку киномеханика перенесли подальше от зрительного зала, во всех помещениях электротеатров устроили вентиляцию, а стены отделали огнеупорными материалами.

Курить в залах категорически запретили. По правилам безопасности, расстояние между рядами прикреплённых к полу кресел должно было составлять не менее 90 сантиметров. В качестве экрана использовалась мокрая белая ткань – как правило, покрывало или иное постельное белье. Помимо того, что влага защищала от пожара, она ещё и придавала резкость изображению.

Киноафиша времен Первой мировой войны. Благотворительный показ в пользу Московского военного округа

До наших дней сохранилось несколько зданий дореволюционных кинотеатров. Некоторые полуразрушены. К примеру, от электротеатра «Форум» (Садовая-Сухаревская, дом 14, строение 1), построенного по проекту архитектора Федора Кольбе, остался только фасад и часть фойе, а вместительный зрительный зал полностью снесён.

Другим московским синематографам повезло боль­ше. Открытый 10 ноября 1909 года знаменитый московский кинотеатр «Художественный» Р.А. Брокша прославился благодаря показу высокохудожественного иностранного и русского кино, а также благодаря своему оркестру под управлением маэстро Г. Лескеса – одному из лучших в городе. «Художественный», как известно, работает и поныне (Арбатская площадь, д. 14) в своём старом здании, построенном выдающимся архитектором Н.Н. Благовещенским и переделанном классиком московского модерна Фёдором Шехтелем. Интересна судьба ещё одного электротеатра, выстроенного в стиле модерн архитектором Романом Клейном, – здание «Колизея» до сих пор стоит на Чистопрудном бульваре, и находится в нём культовый московский театр «Современник».

Первая эпоха московского кинематографа закончилась в 1917 году – столичную киноиндустрию тогда погубили революционные волнения и энергетический кризис. Будем надеяться, что сейчас ни то, ни другое нам не грозит, и ничто не помешает нам отправиться на очередной сеанс

Часть 2 из 2
Читать материал полностью Напечатать Послать по e-mail Комментировать

Читать материал по частям:

  1. Без ума от синема: история московского кинематографа
  2. В 1903 году в московском зоосаде выступал Гарри Гудини
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

19:25 / 9 января 2013

Обновлено:

10:29 / 1 марта 2013

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


– Говоришь, говоришь им: делайте бэкапы… регулярно делайте бэкапы… – ворчала уборщица, шмякая шваброй в серверной.

Еще анекдотов