Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Страницы истории московского трамвая

Страницы истории московского трамвая

Над монорельсом неоднократно нависала угроза закрытия Над монорельсом неоднократно нависала угроза закрытия
Автор: Алексей Щеглов

17:22 / 27 ноября 2012

Обновлено:

07:51 / 5 марта 2013

Часть 1 из 3

Читать материал полностью

Статья «Страницы истории московского трамвая» из номера «Квадратъ»

№19 от 26 ноября 2012

До конца 80-х трамвай в городах СССР был самым дешёвым транспортом. Проезд на нём стоил 3 копейки, тогда как в метро и автобусе «пятачок», а в троллейбусе – 4 копейки.

В 1847 году в Москве было открыто регулярное движение десятиместных летних и зимних экипажей, которые стали курсировать по четырём радиальным линиям 400-тысячного города. Маршруты пролегали от Красной площади до Смоленского рынка, Покровского (ныне Электрозаводского) моста, а также Рогожской и Крестовской застав.  А по диаметральной линии можно было проехать через центр города от Калужских ворот до Тверской заставы.

Такие экипажи в просторечии стали называть линейками. Вот как описал их столпотворение на площади у Ильинских ворот знаток московской жизни Владимир Гиляровский: «На ней стояли десятки линеек с облезлыми крупными лошадями. Оборванные кучера и хозяева линеек суетились. Кто торговался с нанимателями, кто усаживал пассажиров: в Останкино, за Крестовскую заставу, в Петровский парк, куда линейки совершали правильные рейсы... В линейке сидело десятка два пассажиров спиной друг к другу».

Летом 1872 года по рельсам первого в Москве конного трамвая начали курсировать закупленные в Англии двухэтажные вагоны. Второй этаж назывался «империалом», и туда вели крутые винто­образные лестницы. Трамвайные пути с шириной колеи в 1524 мм связали нынешнюю площадь Революции с Белорусским (Смоленским) вокзалом. Одновременно в столице проложили первую линию парового пассажирского трамвая, которая прошла от Смоленского вокзала до села Петровско-Разумовское.

Новый вид транспорта понравился москвичам, и к началу последнего десятилетия XIX века длина одиннадцати столичных конно-трамвайных линий  увеличилась до 45 верст (48,1 км).

В начале XX века в московских трамваях при входе были начерчены горизонтальные линии на высоте одного метра. Дети ростом ниже этой черты считались маленькими, прочие же должны были оплачивать проезд. Родители на справедливое замечание кондуктора иногда отвечали, что рост их ребёнка меньше метра, но кажется больше за счёт головного убора. Отсюда появилось выражение «метр с кепкой». Позже были введены возрастные рамки: право бесплатного проезда с родителями предоставили детям до 7 лет включительно.

Полторы тысячи лошадей каждодневно с шести утра до полуночи тянули по рельсам 235 вагонов. Проезд между двумя станциями внутри вагона стоил 5 копеек, а на «империале» – всего три. Поэтому путешествующую на втором этаже публику попроще прозвали «трехкопеечными империалистами».

Скорость конки составляла не более 8 км/час, и москвичи шутили: «Конка, конка, догони цыплёнка!». Чуть быстрее передвигались экипажи паровой конки, но из-за дыма и искр, летящих из трубы локомотива, который споро тянул сразу по несколько вагонов, паровая тяга в городе распространения не получила, и такие экипажи курсировали только на пригородных линиях.

Торжественное открытие движения трамвая по первой в Москве электрической линии состоялось 25 марта (6 апреля) 1899 года. Линия прошла от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка.  Хотя считалась она загородной, именно с этого времени электрический трамвай начал победное шествие по улицам Москвы, вытесняя медлительную конку. С конца 1911 года по­явились и первые кольцевые марш­руты: трамваи «А» («Аннушка») и «Б» («Букашка») начали возить москвичей по Бульварному и Садовому кольцам.

К 1914 году в городе было уже 38 электрических маршрутов, но быстрое развитие трамвайного сообщения прервала Первая мировая война. Из-за призыва на фронт на должности кондукторов стали брать женщин. Поработал в те годы кондуктором и писатель Константин Паустовский.

– Руки у нас, кондукторов, всегда были зелёными от медных денег, – вспоминал он в своей «Повести о жизни».

Часть 1 из 3
Читать материал полностью Напечатать Послать по e-mail Комментировать

Читать материал по частям:

  1. Страницы истории московского трамвая
  2. Изгнание трамвая как символ наступления дорожного хаоса
  3. Транспортная эффективность монорельсовой дороги ничтожна
Автор: Алексей Щеглов

17:22 / 27 ноября 2012

Обновлено:

07:51 / 5 марта 2013

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


– Вот блин! – вырвалось у слона, когда он случайно наступил на Колобка.

Еще анекдотов