Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Поселок художников расположился в районе метро «Сокол»

Поселок художников расположился в районе метро «Сокол»

Посёлок художников всегда был элитным Посёлок художников всегда был элитным
Автор: Елена Мацейко

17:26 / 7 августа 2012

Обновлено:

05:29 / 19 февраля 2013

Статья «Столичная деревня» из номера «Квадратъ»

№11 от 6 августа 2012

Десять минут пешком от станции метро «Сокол» – и мы в другом мире – как будто далеко за городом: дачные домики, утопающие в зелени яблоневых и грушевых садов, деревенские улочки дугой, заборы, погреба, сараи... Посёлок художников на Соколе – уникальное явление, островок деревенской застройки, чудом сохранившийся в столице.

Дачи–памятники

Улицы здесь названы в честь знаменитых русских художников Левитана, Поленова, Шишкина, Врубеля, Кипренского, Венецианова, Сурикова. Двух одинаковых домов в посёлке не найти, архитектурные стили самые разные – встретились нам и дом – имитация русской избы, и коттедж с нарядными окнами, а ещё необычное сооружение с зубчатыми стенами, похожее на крепость (когда-то оно принадлежало председателю Союза художников СССР Александру Герасимову), и много других оригинальных дачных строений.

Посёлок официально признан объектом культурного наследия. Ведь его строили именитые архитекторы и проектировщики – Алексей Щусев, Иван Кондаков, Николай Марковников, братья Веснины.

Собственники времён НЭПа

Стройка на территории бывшего подмосковного села Всесвятское, после революции переименованного в посёлок Сокол, закипела в 1923 году. К слову сказать, тогда это место уже входило в границы Москвы. Станция метро «Сокол» появилась на 14 лет позже – в 1937 году. Посёлок художников стал одним из первых московских кооперативов. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами. Первыми жителями посёлка стали работники наркоматов и деятели новой советской культуры. Власти столицы пообещали, что дома у владельцев отбирать не будут ни при каких обстоятельствах, и держали своё слово вплоть до 1938 года.

Пёстрая коммуна

Одна из старейших жительниц посёлка Сокол – Галина Дмитриевна Аристова

Заходим в калитку на участок одной из старейших жительниц посёлка Галины Дмитриевны Аристовой. 70 с лишним лет она прожила здесь, в доме, построенном по проекту архитектора Марковникова.

– Дом сохранился в первоначальном виде, – Галина Дмитриевна гордо оглядывает внушительное строение с мансардой. – Здесь уже шестое поколение нашей семьи обитает. Строил дом мой отчим, крупный партийно-советский работник Павел Галанин. Здесь выросла я, потом мои дети. Сейчас в доме живут уже внуки. А недавно родился правнук.

– В 30–40-е годы посёлок жил своей собственной жизнью, как настоящая коммуна, – говорит Аристова. – Здесь была своя столовая, свой детский сад. Жители посёлка по очереди присматривали за детьми – сегодня детсадовскую группу устраивают в одном доме, завтра в другом.

Несмотря на то, что в посёлке жили не только художники, но и функционеры новой власти, подрастающее поколение Сокола воспитывали в «лучших буржуазных традициях» – обучали рисованию, музыке, языкам. Для детей работала домашняя школа графики художника Павлинова, школа музыки Шимановского. В детском саду создали группу по изучению немецкого языка. Занятия проводились во время прогулок. В эти часы детям запрещали разговаривать по-русски даже между собой. Неудивительно, что некоторые поселковые детсадовцы впоследствии стали известными лингвистами.

В конце 30-х годов многие жители посёлка попали в застенки НКВД, их дома опустели. Но очень скоро у покинутых усадеб появились новые хозяева – сотрудники того самого ведомства с главным офисом на Лубянке, которое устранило первых владельцев домов. Но некоторые усадьбы всё-таки попали к прямым наследникам – детям, а затем внукам и правнукам аборигенов посёлка.

 

Чего не видно за забором

Посёлок художников всегда был элитным. Лишь избранным выпадало счастье поселиться рядом с первым председателем Союза художников СССР, лауреатом четырёх сталинских премий, художником Александром Герасимовым – ему принадлежал дом, похожий на крепость. Неподалёку от дома Герасимова расположена дача-мастерская скульп­тора Андрея Файдыша (автора мемориала «Покорение космоса» в Москве) и дом художника-графика Павла Яковлевича Павлинова.

Ясеневая аллея на улице Шишкина

Каждая улица в посёлке художников засажена определённой породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы, на улице Брюллова – красные клёны, на улице Шишкина – ясени.

– В последнее время посёлок сильно изменился и, увы, не в лучшую сторону, – говорит ещё один старый обитатель Сокола. – Художников, которые здесь живут, теперь можно по пальцам пересчитать. Нувориши понастроили особняков, спрятали их за высокими пластиковыми заборами. В одном из домов поселился директор местного рынка, в другом – сын силового министра, который обычно приезжает домой с мигалками и охраной. Очарование, особая атмосфера нашего Сокола постепенно исчезают.

Как это часто бывает, старожилы не в восторге от любых новшеств, меняющих привычную им среду обитания, – в том числе от благоустройства, которое проводят на территории посёлка городские власти. «Мы можем обойтись и без нового, но не разрушайте старое!» – умоляют жители.

Несколько лет назад разгорелся скандал из-за якобы незаконно построенных в посёлке 30 новых особняков. Олег Митволь, бывший тогда префектом Северного округа Москвы, обратился в прокуратуру с просьбой проверить правомочность строительства 30 строений, «которые из маленьких домиков художников превратились в огромные замки».

Претензии властей были связаны с перестройкой отдельных домов, в результате чего «они увеличились в несколько раз». В списке спорных строений, размещённом на сайте префектуры, фигурировали, например, семь особняков на улице Сурикова, четыре дома на улице Поленова, по три – на улицах Верещагина, Саврасова, Левитана и в Малом Песчаном проезде. Но страсти как-то быстро утихли. А «незаконные строения» так и стоят – из-за высоких заборов видны лишь крыши. Хотя посёлок охраняется государством как архитектурное наследие, и, по закону, кардинально перестраивать дома запрещено – можно менять лишь интерьер жилища.

Жизнь в своём посёлке художникам уже не по карману

Между тем, ветшающие дома – памятники архитектуры, построенные еще в 20-х годах, – требуют ухода. Конечно, старожилы стараются поддерживать в хорошем состоянии свои «родовые гнезда». Но даётся им это с трудом. Ведь многие уже давно на пенсии, и на регулярное проведение ремонтных и восстановительных работ не хватает ни сил, ни средств.  

Содержание дачного дома в черте Москвы влетает в копеечку. По словам Галины Аристовой, квартплата для жителей посёлка составляет 10–15 тысяч в месяц (начисление идёт за каждый квад­ратный метр). Ещё они должны платить налог на землю – 15 тысяч в год. 4,5 тысячи в месяц стоит отопление.

Правда, как заметила Аристова, некоторых дороговизна совсем не пугает. Дома на Соколе пользуются спросом.

История в долларах

– Цена на дачный дом в посёлке художников сейчас составляет порядка 8–10 миллионов долларов, – говорит риелтор одного из московских агентств элитной недвижимости.

В 1935 году на один из домов в посёлке художников рухнул самолёт «Максим Горький». По счастливой случайности, никто из жителей не пострадал

– 10 миллионов стоит современный коттедж с сауной, бильярдной, актуальным дизайном. Дом «с историей» – постройку 20-х, 30-х годов, имеющую архитектурную ценность, – можно купить примерно за 4 миллиона евро.

Вот одно из предложений, вывешенное в Интернете: продается трёхэтажный кирпичный коттедж 2004 года постройки, общей площадью 589 квадратных метров по ул. Левитана, д. 10. Земельный участок 9 соток. Как гласит объявление, в интерьере дома «...переплелись элементы стиля, характерного для загородных домов Южной Италии, замковой архитектуры, восточные мотивы». Продавец сообщает, что в доме много старинных аксессуаров и натуральных материалов – «состаренного» дерева, ковров, звериных шкур.

Обеспеченные покупатели находятся, их не смущает даже неопределённость статуса – ни один из домов посёлка а кадастре не стоит. Так и живут по соседству московские нувориши и потомки исторических деятелей сталинской эпохи – в деревне на грани невероятного.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Пирамиду Хеопса начали строить ещё его давние предки, но только он смог, наконец, выплатить последний взнос по ипотеке.

Еще анекдотов