Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Правительство намекнуло россиянам, что тарифы монополий могут и не вырасти

Правительство намекнуло россиянам, что тарифы монополий могут и не вырасти

Алексей Миллер («Газпром»), Владимир Якунин (РЖД). Михаил Климентьев / РИА Новости Алексей Миллер («Газпром»), Владимир Якунин (РЖД). Михаил Климентьев / РИА Новости
Автор: Михаил Мельников

17:12 / 6 сентября 2013

Обновлено:

12:34 / 8 февраля 2015

6 сентября 2013 года, за два дня до выборов, по всем крупным российским СМИ прошла информация о том, что тарифы естественных монополий могут не повышаться до 2015 года. «Квадратъ» вчитался в текст первоисточника, чтобы понять, так ли это на самом деле.

«Большая восьмёрка» по-русски

Сенсационный документ опубликован на сайте российского правительства. Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил в кратчайшие сроки разработать «вариант прогноза развития страны, предусматривающий сохранение в 2014 году тарифов на продукцию естественных монополий на уровне 2013 года».

Поручение направлено главам Минэкономразвития, Минфина, Минтранса, Минэнерго и Федеральной службы по тарифам; также указано, что к подготовке «варианта прогноза» следует привлечь ОАО «Газпром», ОАО «РЖД» и ОАО «Российские сети». Итого – восемь организаций.

В Минфине, который традиционно блокирует все попытки увеличения расходов и снижения доходов, уже успели взять под козырёк. Глава ведомства Антон Силуанов даже нашёл обоснование подобной меры: «Абсолютно с этим согласен. Мало того, наше предложение по сокращению расходов связано, в частности, и с этой мерой: меньше тарифы – меньше цены на госзакупки, соответственно, мы можем говорить и о менее болезненном поджатии бюджетных расходов».

Впрочем, одного этого согласия мало. Премьер требует выяснить, как замораживание роста цен скажется на (далее цитата из документа):

  • темпах роста российской экономики;
  • деятельности хозяйствующих субъектов нерегулируемого сектора экономики – контрагентов субъектов естественных монополий, в том числе в угольном, металлургическом и агрохимическом комплексах;
  • реализации инвестиционных программ субъектов естественных монополий и устранении инфраструктурных ограничений развития экономики;
  • инвестиционной привлекательности субъектов естественных монополий;
  • уровне занятости в субъектах естественных монополий;
  • величине бюджетных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • нормах действующего законодательства Российской Федерации.

Всё это необходимо подготовить к понедельнику 9 сентября.

Почему не в июле?

Любому здравомыслящему человеку понятно, что менее чем за один рабочий день проделать подобный объём работы с участием специалистов восьми ведомств и организаций абсолютно невозможно. Подобные исследования заказываются за месяцы, поскольку требуют привлечения огромного объёма данных из всех регионов страны.

Одно из двух: или перед нами грубый предвыборный пиар властей, или вся необходимая подготовительная работа была проделана заранее. Но если бы принципиальное решение заморозить тарифы существовало, нет сомнений, что его подали бы красиво и в красках, а не внешне рядовым поручением. Поручением чиновника пусть и самого высокого ранга, но не самой серьёзной репутации.

Решение об отмене планового повышения тарифов ранее принималось лишь один раз – совершенно случайно совпавший с выборами президента России. Судя по всему, манёвр признан удавшимся – но что тогда мешало отменить июльское повышение тарифов ЖКХ? В некоторых регионах рост достиг 50%, что вряд ли благотворно повлияло на имидж властей на местах.

Серьёзные люди против

Итак, за два дня до выборов премьер-министр даёт абсолютно невыполнимое задание, и руководство самой «упёртой» из заинтересованных организаций (исключая, пожалуй, РЖД) уже выразило своё согласие его выполнить. И по всем СМИ идёт волна информации о том, что до нового повышения цен ещё очень далеко, что власть заботится о народе и понимает его чаяния.

При этом следует понимать, что плата граждан за услуги ЖКХ – весьма небольшая часть доходов естественных монополий, гораздо больше они зарабатывают на услугах организациям – как частным, так и государственным. Фактически при, например, отоплении и освещении здания того же Министерства финансов средства перекладываются из одного кармана государства в другой. Учитывая, что в стране исключительно силён сектор государственных и аффилированных с ними предприятий, серьёзных экономических последствий для Российской Федерации от замораживания тарифов хоть на 10 лет не последует. С одной оговоркой: чем более серьёзные суммы кочуют между карманами, тем больше очень серьёзных людей могут с них кормиться. И вряд ли они готовы остановить рост своих доходов.

Впрочем, серьёзные люди могут не волноваться. Если вчитаться в документ, то очевидно, что «вариант прогноза развития» – это даже не финальный выверенный прогноз. Это просто просьба главы правительства рассказать ему, что получится, если не повышать цены. Министры – люди подчинённые, они, быть может, и не будут спорить с шефом, но вот естественные монополии, скорее всего, дадут отрицательную оценку предложению не повышать тарифы. Просто потому, что влияние их руководителей на принятие решений никак не ниже, чем возможности премьер-министра, давно привыкшего к отмене собственных распоряжений.

* * *

Но эти ответы будут даны уже после выборов, после битв в Москве, Ярославле и Екатеринбурге. А о следующем годе можно пока не думать – Олимпиаду бы пережить.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Я настолько милый, что когда продавал котят, два раза чуть не купили меня.

Еще анекдотов