Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Победить пробки может только революция в сознании

Победить пробки может только революция в сознании

В автомобиле москвичи практически живут В автомобиле москвичи практически живут
Автор: Владимир Гурьянов

18:43 / 2 июля 2013

Обновлено:

17:40 / 11 июля 2013

Статья «Победить пробки может только революция в сознании» из номера «Квадратъ»

№35 от 11 июля 2013

Почему возникает дорожный коллапс, а все нынешние способы борьбы с ним обречены на провал.

Автомобиль из средства передвижения превратился в личное пространство и мобильный офис

Сегодня москвич, рискнувший выехать в город на автомобиле, проводит в нём в среднем около 3 часов в день. Это примерно на 30% больше, чем среднее время поездки на работу и обратно в общественном транспорте. А к 2015 году, по пессимистическому прогнозу, озвученному главой департамента московского транспорта Максимом Ликсутовым, каждый пятый горожанин будет ехать на работу и обратно около 5 часов.

Уже сейчас нередки дни, когда автомобилисты проводят в пробках по 4–5 часов. Однако москвичи с завидным упорством продолжают каждое утро вливаться на своих авто в плотный транспортный поток. Почему они не отказываются от этой заведомой траты времени? 

Дело в том, что личный автомобиль для горожанина давно перестал быть просто средством передвижения. В нем есть всё для комфортного времяпрепровождения: кондиционер, качественная аудиосистема с функцией громкой связи, навигатор с модемом и TV-тюнером. Стоя в пробках, многие чувствуют себя комфортнее, чем дома или в офисе – разговаривают по телефону, слушают музыку, пишут письма, ищут информацию в Интернете, бизнесмены ведут переговоры, дамы наводят макияж. Существуют даже специальные фитнес-комплексы для занятий сидя за рулём. Чем не жизнь?

Для многих из нас автомобиль стал единственным местом, где можно побыть наедине с собой, спокойно подумать, отвлечься от суеты. Психологи называют это фактором личного пространства. Ведь дома и на работе подчас такого пространства не хватает. Поэтому даже в магазин за углом автомобилист, как правило, едет, а не идет.

Перемещаясь на личном автомобиле, человек расходует в 10–15 раз больше энергии и занимает на дороге в 5 раз больше места, чем пассажир общественного транспорта

Масса бюджетной малолитражки около тонны, автомобиль среднего класса тянет на полторы, а бизнес- и премиум-классы зашкаливают за две тонны и более. При этом человек, перевозимый автомобилем, весит от 60-ти до 100 кг. Фактически городской трафик личного транспорта представляет собой перемещение сотен тысяч тонн металла, доля «живого веса» в котором всего 5–10%.

В режиме городского движения легковой автомобиль с одним водителем расходует примерно 20 кВт энергии. Для сравнения, троллейбус вместимостью 100 человек – 50–80 кВт, а вагон метро на 200 чел. – около 300 кВт. Значит, энергозатраты на перемещение одного человека в личном авто в 10–15 раз выше, чем в общественном транспорте. К тому же для получения этой энергии автомобиль, в отличие от электротранспорта, сжигает топливо прямо на улице, загрязняя выхлопами город.

Но применительно к пробкам играют роль не столько энергозатраты и вес, сколько размеры автомобиля, вернее, та длина проезжей части, которая приходится на одного перевозимого человека. Длина легковушки среднего класса около 4,5 м, при «ползучей» скорости в пробке машины движутся почти бампер в бампер, значит, каждый владелец личного авто занимает на дороге около 5 м. Троллейбус, который в 2,5–3 раза длиннее, может перевозить 100 пассажиров, и даже если в нем едут всего 20 человек, то на каждого приходится всего 1–1,5 м длины дороги, что в 4–5 раз меньше, чем у легковушки с одним водителем. Вот и считайте, во сколько раз стало свободнее на дорогах, если бы каждый автовладелец пересел на общественный транспорт.

Пусть не на общественный, а хотя бы в более компактный автомобиль. К примеру, двухместный малыш Smart имеет длину всего 2,7 м, а уж в пределах 4 м найдутся модели у каждого автомобильного бренда. Но тенденция последних лет прямо противоположная – автомобили на московских улицах становятся все крупнее.

Стоит только дороге стать чуть свободнее, как ее тут же под завязку заполняют новые потоки автомобилей

В Москве не первый год идет широкомасштабное дорожное строительство: возводят эстакады, реконструируют развязки, прокладывают новые и расширяют старые дороги. Но после ввода очередного обновленного участка картина в целом практически не меняется в лучшую сторону, а вместо одних пробок возникают другие. И это неудивительно, ведь в городе зарегистрировано около 4 млн автомобилей, что в разы превосходит пропускную способность дорожной сети даже при условии ее развития и реконструкции.

В нынешней ситуации дорожные пробки выполняют роль регулятора: если рядом с домом проезжая часть забита, часть жителей всё же решают оставить свои автомобили и добираться на работу общественным транспортом. То же происходит и с перехватывающими парковками, заезжают на них, лишь когда близлежащая магистраль встала. Если же по ней есть движение – дуем вперед, авось пронесет!

Благодаря наличию пробок лишь 25–30% столичного личного автопарка ежедневно заполоняют улицы города. Что будет, если вдруг выедут все, страшно даже подумать. Видели пятничную глухую пробку на вылетных магистралях у МКАД? Это ещё цветочки… 

Строить и улучшать дороги, конечно, нужно, но наивно полагать, что в результате этого автомобилисты смогут рассекать на своих тачках по свободной Москве. Этого уже не будет никогда.

Человеческий фактор – главная причина пробок и единственное средство избавления от них

Пока личный автомобиль остается средством самоутверждения и мерилом жизненного успеха, победить пробки не получится. Необходима радикальная смена психологии, своего рода революция в сознании. «Никто не даст нам избавленья – ни бог, ни царь и ни герой…» Только изменив собственное мировоззрение, москвичи имеют шанс решить эту проблему.

Способны ли мы это сделать – пересесть с «Лексуса» на «Смарт», пожертвовать комфортным личным пространством, вылезти из-за руля и спуститься в метро? Или будем до посинения стоять в пробках, ругая московские власти?  

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


– Девушке легко привлечь внимание. Надела красное платье, и все на тебя глазеют.
– А на парня в красном платье – разве нет?

Еще анекдотов