Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Осиротевшее барокко: дворец графа Матвея Апраксина

Осиротевшее барокко: дворец графа Матвея Апраксина

По одной из версий, дворец строил кто-то из учеников Растрелли По одной из версий, дворец строил кто-то из учеников Растрелли
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

19:27 / 19 ноября 2012

Обновлено:

14:31 / 1 марта 2013

Статья «Осиротевшее барокко» из номера «Квадратъ»

№18 от 12 ноября 2012

В центре столицы, на Покровке, стоит дворец графа Матвея Апраксина. Это один из шедевров русского барокко. Первопрестольная вряд ли может соперничать своими дворцами с Северной столицей и её атлантами и кариатидами, роскошными лепными орнаментами, раковинами, спаренными и строенными коринфскими колоннами, отличающими дворцовую архитектуру XVIII века.

Облик «старой Москвы» сформировался после пожара 1812 года в духе сухого классицизма, подражавшего античной архитектуре – простые треугольные фронтоны, ионические колонны, минимальный декор. Барочных особняков в столице немного. Апраксинский дворец выделяется в ряду других домов на Покровке. Не заметить его, не запомнить, хоть раз побывав рядом, просто невозможно.

За 250 лет апраксинский дворец сменил много хозяев. Но кто позаботится о нём сегодня?

Покровка – одна из старейших московских улиц, известная ещё с XVI века. Она получила своё название в честь церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Садах и великокняжеского монастыря, располагавшихся на месте входа на станцию метро «Китай-город» (Маросейка, д. 2). Вплоть до начала XIX века Покровка пролегала от района современной Старой площади до Садового кольца, а при императоре Александре I была разделена на две улицы.

следы нового времени

Это была одна из главных транспортных артерий Москвы. Во-первых, по Покровке ездил царский кортеж, увозя августейших особ в подмосковные резиденции – Рубцово, Измайловское, Преображенское. Во-вторых, здесь пролегал бойкий торговый путь, который и определил обилие купеческих домов и лавок вдоль улицы. В этом районе жили торговцы, финансисты и аристократы, строили свои дворцы придворные московских царей, а потом и российских императоров: триумфатор турецкой войны фельдмаршал граф Пётр Румянцев-Задунайский (Маросейка, 17, ныне посольство Белоруссии), фельдмаршал князь Николай Репнин (Маросейка, 11), основатель Московского университета граф Иван Шувалов (Покровка, 38). В 1764 году на Покровку переехали и Апраксины.

Ухтомский или Растрелли?

Род Апраксиных подарил России много выдающихся людей, в том числе и военачальников. Матвей Васильевич Апраксин был воеводой царя Алексея Михайловича. Дочь Матвея Васильевича Марфа стала женой государя Фёдора Алексеевича. Её братья, с детства отличавшиеся талантами, росли вместе с будущим Петром Великим и при его правлении заняли высшие государственные посты. Фёдор Матвеевич Апраксин стал генерал-адмиралом, первым командующим и основателем русского военного флота, Пётр Матвеевич был президентом Юстиц-коллегии (аналог Минюста), казанским и петербургским губернатором, а Андрей Матвеевич – ловким придворным и близким к августейшим особам человеком. Его внук, лейб-гвардии подпоручик Матвей Фёдорович, купил домовладение на Покровке, принадлежавшее купцам Морозовым и полковничихе Семёновой, за 4700 рублей.

Красные ворота в Москве. Архитектор Д.В. Ухтомский

Матвей Апраксин был тогда молодожёном, и ему хотелось поразить юную супругу красотой и величием их нового дома. Строительство началось в 1766 году. Исследователи до сих спорят, кто же был автором проекта. Одни полагают, что работы были заказаны опальному архитектору Москвы князю Дмитрию Васильевичу Ухтомскому, известному мастеру елизаветинского барокко. Ухтомский – автор таких шедевров, как храм Никиты Мученика на Старой Басманной, 16, колокольня Троице-Сергиевой Лавры, снесённые ныне Красные ворота. Строительство на Покровке шло три года и было закончено уже без Ухтомского, к тому времени навсегда покинувшего Москву.

По другой версии, дворец строил кто-то из учеников Бартоломео Растрелли. И действительно, почерк великого архитектора, запечатлённый в камне Эрмитажа и Смольного монастыря, просматривается и в исполнении апраксинского дворца. Это и полуколонны, собранные в пары, и роскошные обрамления оконных проёмов и ниш, и большие парадные и бальные залы, занимающие всю глубину этажа, и особая конструкция фундамента из каменных подушек на сваях. Центральная трёхэтажная часть дворца фланкировалась двумя одноэтажными флигелями, а в плане здание имело форму буквы П. В проходах между главным домом и флигелями были два арочных въезда на парадный двор, где располагались службы и деревянная оранжерея для цветов и редких растений. Внутренние интерьеры жилых помещений дворца были оформлены в стиле французского рококо. Ножки кресел в форме лап льва или лани, спинки наподобие скрипки, обилие бронзовых и позолоченных орнаментов в виде цветов, растений и птиц, изогнутые, округлые линии, утончённая женственность и праздничность форм в мебели и декоре стен – вот наиболее характерные элементы этого стиля, зародившегося при дворе Людовика XV.

Трубецкие из комода

План дворца-камода князя Ивана Дмитриевича Трубецкого. 1825 год

Довольно быстро роскошный дворец опостылел молодой чете Апраксиных, и в 1772 году они продали его князю Дмитрию Юрьевичу Трубецкому. Этот представитель древнего русского рода приходился племянником фельдмаршалу, последнему в русской истории боярину Ивану Трубецкому и кузеном фельдмаршалу, президенту Военной коллегии (аналог Минобороны) Никите Трубецкому. Покровка в те годы постепенно превращалась в квартал высокопоставленных военных.

В 1773–1776 годы новый владелец перенёс во дворец домовую церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, достроил флигели. А в 1783 году, по проекту архитектора Карина, боковые флигели стали двухэтажными, одинаковой длины, тогда же появился встроенный юго-западный флигель. Здание приобрело форму комода, это прозвище даже закрепилось за ним в народе, а владельцев дворца в шутку прозвали «Трубецкими из Комода».

Князь Дмитрий Юрьевич Трубецкой

С Трубецкими связан расцвет культурной истории дворца. Салон Ивана Дмитриевича Трубецкого стал одним из центров литературной жизни александровской Москвы. Тут бывали Сергей Львович Пушкин со своими детьми Олей и Сашей и молодой Фёдор Тютчев, будущий поэт и правительственный цензор. В 1821 году во дворце на Покровке состоялась помолвка княжны Марии Волконской и графа Николая Толстого – родителей всемирно известного писателя. Преподавателем у детей Трубецких и собеседником их гостей был выдающийся историк и журналист Михаил Погодин. В 1849–1850 годах в доме гостил великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев.

А Станиславскому здесь не понравилось

Трубецкие продали особняк на Покровке правлению Московского учебного округа. После этого во дворец из Дома Пашкова переехала академическая 4-я мужская гимназия. В главном здании, где расположились классы и пансион, провели калориферное отопление, устроили новые камины. Сохранилась уникальная опись расположения помещений в доме. На первом этаже была канцелярия, квартиры сотрудников, швейцарская и кухня. Поднимаясь по новой бронзовой лестнице, которой заменили винтовую деревянную времён Трубецких, ученики попадали на второй этаж, где находились классы, учительская, кабинет директора и ватер-клозеты. На последнем этаже была церковь, библиотека, физическая аудитория и физкабинет.

4-ая мужская гимназия в дворце Апраксиных

4-ю гимназию отличали атмосфера интеллектуальной свободы, научного поиска и отсутствие муштры и казёнщины. По уровню подготовки выпускников это учебное заведение котировалось даже выше, чем классическая 1-я московская гимназия. В стенах бывшего апраксинского дворца получили образование видные русские учёные и культурные деятели: «отец русской авиации» Николай Егорович Жуковский, крупнейший специалист по древнерусскому языку и летописанию академик Алексей Александрович Шахматов, великий европейский историк Средневековья, теоретик права Павел Гаврилович Виноградов, основатель российской «скорой помощи» врач Александр Пучков, писатель Алексей Ремизов, философ и богослов Владимир Соловьёв...

Савва Морозов Выпускник гимназии Константин Алексеев (Станиславский) - Выпускник гимназии

А вот Константину Алексееву (Станиславскому) тут не понравились – его обучение в гимназии сопровождали насмешки товарищей и критика учителей. Единственным другом, которого будущий режиссёр нашёл в этих стенах, был Савва Морозов. Дружба эта, долгая и крепкая, впоследствии подарила нам Московский Художественный театр.

Оазис молодых дарований был закрыт в 1918 году. Сначала во дворце расположилось общежитие, потом дом пионеров и, наконец, в 1962 году – ВНИИ «Геофизика». В наши дни тут находится турфирма, Московский областной НИИ акушерства и гинекологии, коммерческие офисы и стоматологическая клиника. Все эти заведения и создают новую историю и атмосферу шедевра русской архитектуры, который, кстати, нуждается в срочной научной реставрации. Кто будет проводить реставрацию пока не ясно – дворец передан городом в управление частным лицам.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии (1)

Alter Ego
15 марта в 15:55
Ссылка
Чудесный дворец. Но что там внутри творится - жесть просто. Стоматологическая клиника в апраксинском дворце, ее интерьер - пластиковая "стилизация" под старину. Разве такое позволено делать со старинными дворцами, которые "охраняются государством"?
Ответить

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Если вам скучно и одиноко, заведите себе компанию. Тогда налоговые органы точно не дадут вам скучать.
Еще анекдотов