Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / К 100-летию московских небоскребов. Общежитие московской богемы

К 100-летию московских небоскребов. Общежитие московской богемы

Первый дом Нирнзее в Большом Гнездниковском. Вид со Страстной площади (1912) Первый дом Нирнзее в Большом Гнездниковском. Вид со Страстной площади (1912)
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

17:56 / 28 марта 2012

Обновлено:

09:26 / 12 февраля 2013

Часть 2 из 3

Читать материал полностью

Статья «Московские тучерезы» из номера «Квадратъ»

№2 от 19 марта 2012

Жителя современной столицы России вряд ли можно удивить небоскрёбами. Кого-то они могут раздражать, кто-то пожалуется на разрушение исторического облика города, кому-то они, наоборот, покажутся символом успеха и процветания. В Москве сейчас насчитывается 74 жилых, офисных и административных зданий, по высоте превышающих 100 метров, а в ближайшие годы планируется окончить строительство ещё 15-ти. Лидерство удерживает Московский международный деловой центр, известный как «Москва-Сити», с его небоскрёбами «Федерация» и «Город столиц». Многие думают, что самыми первыми столичными высотками являются построенные в 50-х годах XX века здание МИД, дом на Котельнической набережной и главный корпус МГУ на Воробьёвых. Но на самом деле это не так. В 2012 году совершенно незамеченным проходит столетний юбилей русских небоскрёбов.

Населяли небоскрёб обеспеченные холостые представители интеллигенции, от молодых курсисток и студентов до писателей, актеров и журналистов. Постояльцы принадлежали к одной прослойке городского общества и поэтому прекрасно знали друг друга. Хорошей традицией дома были вечерние и ночные посиделки у соседей.

В 1913 году в подвале дома Нирнзее открылся театр пародий и миниатюр «Летучая мышь» под руководством режиссера Никиты Балиева, ставший самой популярной комедийной труппой Москвы. После закрытия в 1922 году «буржуазного» детища Балиева на его место въехал театр «Кривой Джимми» (1922–1924 гг.), потом Московский театр Сатиры (1924–1928 гг.), студия Малого театра (1928–1930 гг.), цыганский театр «Ромэн» (1932–I946 гг.) и, наконец, учебный театр ГИТИСа (1958–1990 гг.).

В 1914 году в небоскрёбе разместилась одна из крупнейших дореволюционных ки­нофирм России «Товарищество В. Венгеров и В. Гардин», открывшая позднее съёмочный павильон прямо на крыше дома. В помещениях киноателье монтировались первая экранизация романа «Война и мир», черно-белые фильмы «Накануне», «Анна Каренина» и «Крейцерова соната».

Этот же дом стал центром искусствоведческой и литературной прессы, объединив под одной крышей редакции журналов «Сине-фото» (1914–1918), «Творчество» (1918), «Экран» (1920).

Небоскрёб посещали выдающиеся русские поэты и писатели, деятели театра и кино: Михаил Булгаков, Владимир Маяковский, Константин Паустовский, Александр Таиров, Сергей Эйзенштейн. 

Одним словом, за два года дом Нирнзее превратился в один из центров культурной жизни Москвы. Булгаков, который, между прочим, познакомился здесь со своей будущей второй женой Еленой Шиловской (прототипом Маргариты), даже запечатлел его в повести «Дьяволиада». 

Новые жильцы старого дома

Как и сейчас, в дореволюционной России высотное строительство было, прежде всего, выгодным бизнесом. Коммерческий успех предприятия был очевиден. Доходный дом, благодаря высокому комфорту и дешевизне квартир, быстро начал приносить владельцу серьёзные деньги. В 1915 году один из крупнейших банкиров того времени Дмитрий Львович Рубинштейн выкупил его у архитектора за астрономическую сумму в 2 миллиона 100 тысяч рублей.

После революции 1917 года состав жильцов дома изменился. «Бывшие люди», не дожидаясь выселения, спешно покидали квартиры. На смену им в конце 1920-х годов пришла большевистская элита – партийные работники. А в середине 1930-х дом заселили сотрудники органов государственной безопасности. Самым знаменитым новым жильцом был один из «архитекторов» массовых репрессий, прокурор СССР Андрей Януарьевич Вышинский, занимавший две просторные квартиры на восьмом этаже.

Опасаясь народной расправы, этот злой гений отечественной юстиции окружил себя многочисленной охраной. Специально для него был оборудован отдельный лифт. Обстановка в доме, между тем, изменилась. Соседи перестали ходить друг к другу в гости, и уникальная атмосфера «общежития» московской богемы исчезла навсегда.

В этот период в доме было открыто три детских сада. Первый посещали выходцы из рабоче-крестьянских семей района. Второй, для детей жильцов дома из советской бюрократии, располагался в современной квартире № 317. Наконец, на девятом этаже поместился элитный детский сад – частный (большая редкость для советской Москвы). Его содержала семья оппозиционно настроенных старых революционеров Климохиных, которые обучали своих воспитанников иностранным языкам, устраивали прогулки и занятия в сквере на крыше дома. Одновременно в садике было не более 6-7 ребятишек. По рассказам жильцов дома, туда водили своих детей известные советские диссиденты: Александр Гинзбург, Даниель Синявский и Александр Солженицын. 

Часть 2 из 3
Читать материал полностью Напечатать Послать по e-mail Комментировать

Читать материал по частям:

  1. К 100-летию московских небоскребов. Какими были первые московские небоскребы
  2. К 100-летию московских небоскребов. Общежитие московской богемы
  3. Предки «Москвы-Сити»
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

17:56 / 28 марта 2012

Обновлено:

09:26 / 12 февраля 2013

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Некоторые причинно-следственные связи не поддаются объяснению. Например, пробовала красить ресницы с закрытым ртом – не получается!
Еще анекдотов