Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Микрорайоны вместо метро: закроют ли наземный участок Филёвской линии навсегда?

Микрорайоны вместо метро: закроют ли наземный участок Филёвской линии навсегда?

Наземная станция «Филёвский парк». Фото: Antares 610 Наземная станция «Филёвский парк». Фото: Antares 610
Автор: Михаил Мельников

16:13 / 6 октября 2014

Обновлено:

11:57 / 8 февраля 2015

Московский метрополитен анонсировал возможность закрытия Филёвской линии московского метрополитена на два года. Официальная причина – плохое состояние оборудования, фактическая – заоблачная стоимость земли под рельсами метро.

Главный инженер столичного метрополитена Николай Бабушкин заявил телеканалу М24, что специалисты готовят сейчас проекты реконструкции Филёвской («голубой») линии, и большинство вариантов предполагают закрытие линии на всё время проведения работ.

При этом причину, по которой вообще требуется столь радикальное решение, главный инженер чётко назвать не смог. Сперва он заявил, что «сейчас линия, как плотина, разрезает район», потом уточнил, что линия нуждается в реконструкции, приходится ставить дополнительные стойки для удержания конструкций. Однако подобные работы никак не требуют полного закрытия одной из самых старых линий метро.

* * *

Филёвская линия отличается от прочих тем, что добрая половина её протяжённости проходит по поверхности. Время строительства западной части линии пришлось на хрущёвские реформы, когда был взят курс на удешевление всех строительных процессов. В те годы появились не только знаменитые «хрущёвки», но и такие вот транспортные парадоксы, как наземное метро.

Но в конце 1950-х казалось, что Советский Союз бесконечен, земля ничего не стоит, а будущее страны прирастать будет Сибирью: люди всерьёз уезжали из столиц строить зауральские города. Будущее, однако, оказалось несколько иным, и земля, неосмотрительно занятая западной веткой московского метрополитена, стала поистине золотой, тогда как сибирская лежит заброшенной, а построенные города разрушаются.

* * *

Поэтому так охотно верится в проект, согласно которому линия метрополитена будет поднята на эстакаду, а участки под ней застроены. Следует понимать, что это престижное западное направление, что совсем рядом Кутузовский проспект, что вокруг наземного участка Филёвской ветки сосредоточены одни из самых дорогих районов Москвы. Да, построить здесь жильё не получится (если только полностью уничтожить Филёвскую линию), но цепочку торговых центров и парковок – запросто. Правда, потенциальная прибыль от таких активов может превысить расходы на возведение надземного метро только в весьма отдалённой по российским меркам перспективе.

Нет сомнений, что в московском «правительстве девелопмента» с огромным аппетитом глядят в сторону Филёвской линии, что на столах Собянина и Ликсутова лежат чёткие обоснования ненужности её наземного участка как такового. В самом деле, станции Арбатско-Покровской линии «Кунцевская», «Славянский бульвар» и «Парк Победы» находятся в шаговой доступности от большинства станций Филёвской линии, а «Студенческая» не так далеко от соседней «Киевской». Пассажиропоток здесь скромный, поезда короткие, интервалы длинные. Почему бы не оставить лишь кусок от «Александровского сада» до «Международной», чтобы поезда в Сити ходили намного чаще, чем сейчас? Это заодно помогло бы частично решить транспортную проблему в деловом центре города.

А на месте наземных станций можно заняться любимым делом – построить новые кварталы жилья, ведь, по мнению мэра и его окружения, в Москве остро не хватает жителей. 9600 погонных метров при ширине участков до 200 метров, расположение между Кутузовским проспектом и рекой Москвой – да здесь речь может идти о многих миллиардах долларов выручки.

Мягкий вариант – действительно сохранить линию и поднять её на опоры, но… провести её чуть севернее, по Большой Филёвской улице со стороны парка. Земля освободится точно так же, незначительный минус – придётся всё-таки строить эту линию а-ля «лёгкое метро».

* * *

Проект освобождения земли под Филёвской веткой рассматривается с 2012 года – и всё это время идут аккуратные вбросы в СМИ на тему «реконструкции линии». Хотя конечная цель этой «реконструкции» очевидна: так «оптимизацией численности персонала» называют массовые увольнения.

Что будет значить закрытие «голубой» ветки для москвичей? Да, это не самая загруженная ветка, и при наличии хорошо ходящего наземного транспорта добраться до альтернативных станций Арбатско-Покровской линии несложно. Но нагрузка на эту и без того перегруженную линию (вы были в Митине? а в Гольянове?) возрастёт.

Примерно 100 тысяч человек будут добираться до станции метро дольше, чем ранее: в масштабах столицы ущерб невелик. Прямое закрытие линии вызвало бы всплеск негодования жителей, а плавный вариант с «ремонтом» и «эстакадой» позволит снизить возможное социальное напряжение в районе.

Есть и плюсы.

Москва в перспективе получит дополнительные средства от передачи земли застройщикам. Заметная доля прибыли осядет в карманах «своих людей», участвующих в этой цепочке, но и часть социальных проектов удастся поддержать.

Исчезнет проблемная линия метро с действительно устаревшей инфраструктурой; открытый всем ветрам участок требует регулярного специфического обслуживания.

* * *

Может быть, и впрямь несколько десятков новых жителей нужнее столице, чем метро. Наверняка в обозримом будущем на сайте «Активный гражданин» пройдёт голосование по этому вопросу, и подавляющее большинство выскажется за предложенный мэрией проект.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Cегодня днём пришла смс: "Я живу в доме напротив, давай познакомимся". Я ответила, что живу напротив морга и меня пугают такие знакомства.

Еще анекдотов