Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Лёгкое метро в Подмосковье: между градостроительной революцией и «распилом»

Лёгкое метро в Подмосковье: между градостроительной революцией и «распилом»

Автор: Михаил Найдён

09:13 / 14 августа 2014

Обновлено:

14:11 / 15 августа 2014

Минтранс Московской области запустил на своём сайте общественное обсуждение проекта концепции будущего лёгкого метро Подмосковья. Амбициозный проект предполагает, что метро свяжет города области между собой. Есть ли в этом экономический и градостроительный смысл?

Потенциал «градостроительной революции»

Раскритиковать идею лёгкого метро между подмосковными городами успели уже очень многие. Но, между тем, считать её заведомо бредовой не очень обоснованно. В идеале реализация подобного проекта несёт в себе определённый потенциал настоящей «градостроительной революции».

Суть в следующем. Не секрет, что сейчас примерно 2/3 рабочих мест Москвы и ближнего Подмосковья находятся в столице в пределах Третьего транспортного кольца (ТТК), а львиная доля жилья – в районе МКАД и в ближнем Подмосковье. Жители этих домов (далеко не всегда низкоквалифицированные мигранты) каждый день ездят на работу в центр Москвы отнюдь не ради наслаждения давкой в метро или дорожными пробками» в часы пик. Проще говоря, за сопоставимую зарплату многие из них готовы работать и ближе к дому.

Тем самым, подобный «перекос» в распределении мест работы и жилья создаёт не только чудовищных размеров «маятниковую миграцию», с которой все эти люди пока вынуждены смириться, но и существенные предпосылки к тому, о чём подмосковные власти мечтают и даже иногда говорят – к переезду определённой доли столичных компаний за МКАД.

Разорвать «замкнутый круг»

По данным различных независимых исследований (в частности, компании JLL), сколько-нибудь существенной эмиграции бизнеса из центральной части столицы в область мешают несколько факторов. Один из главных (в данном контексте важный) – боязнь после переезда потерять чуть ли не треть сотрудников (в среднем, до 30%), совсем не только тех, от которых можно избавиться.

Причина банальна – слишком долго добираться от дома до работы в новом месте. В том числе из ближнего Подмосковья, где часто проще доехать в центр Москвы, чем до соседнего города где-нибудь в 20 км. Так компании наталкиваются на пресловутый «замкнутый круг маятниковой миграции»: если не хочешь потерять ценные кадры, из центра не двинешься никуда, или, во всяком случае, точно не за пределы МКАД.

Постепенное создание кольца лёгкого метро в ближнем Подмосковье с дополнительными радиальными линиями в столицу может «разорвать» этот замкнутый круг, хоть и не в ближайшей перспективе. То есть идея в целом правильная, вопрос только в том, какие линии и где будут востребованы в первую очередь.

Причём без реальных предпосылок для переезда части столичных компаний в Подмосковье проект едва ли имеет какой-либо смысл вообще. Можно надеяться, что создание «горизонтального» метро само по себе родит некие принципиально новые экономические связи, что в свою очередь создаст массу новых рабочих мест. Но в нынешних реалиях подмосковной экономики, да и экономики страны в целом, подобные рассуждения кажутся откровенной маниловщиной.

Пока похоже на «распилиаду»

Между тем, опубликованные областным Минтрансом документы никаких задач и никакой внятной позиции на этот счёт не содержат. Более того, мало что есть конкретного вообще, зато типичны общие фразы вроде «сокращение времени перемещения между населёнными пунктами», «обеспечение доступности и безопасности транспортных услуг», «совершенствование маршрутной сети пассажирского транспорта» и т. д. и т. п.

Можно сделать вывод, что подмосковные власти до конца так и не понимают, зачем и почему области нужно лёгкое метро между городами. Но при этом, как следует из опубликованных документов, чётко знают, где именно его строить.

Вначале непременно нужно протянуть линию от Подольска через Домодедово и одноимённый аэропорт до Раменского. А затем крайне необходимо связать то же Раменское с Балашихой, через Жуковский, Томилино, Люберцы и Железнодорожный. То есть обязательно связать между собой часть аэропортов (в том числе будущий в Раменском, который могут и не построить) с крупными городами среднего Подмосковья.

А почему, скажем, не Мытищи с Долгопрудным и не Люберцы с Котельниками? И зачем тогда вообще общественное обсуждение? 

Подобная странная акция от Минтранса Подмосковья наводит на мысль как минимум о крайне непродуманном, но явно форсируемом проекте. В худшем случае – о старте очередной «распилиады» с сомнительными транспортными перспективами для региона, которую пытаются таким образом «распиарить».

Кстати, есть «успешный» столичный аналог – небезызвестный монорельс с реальной себестоимостью проезда в 200 рублей при официальной цене билета как в обычном метро (в среднем, почти в 10 раз меньше).

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Полдня мучился вопросом: стакан наполовину пуст или наполовину полон? Потом допил и успокоился.

Еще анекдотов