Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Контролёры в электричках смогут штрафовать безбилетников в пользу РЖД

Контролёры в электричках смогут штрафовать безбилетников в пользу РЖД

Питерские «электричкеры» убегают от контролёров. Автор фото: Сергей Ермохин Питерские «электричкеры» убегают от контролёров. Автор фото: Сергей Ермохин
Автор: Михаил Найдён

10:14 / 23 сентября 2014

Обновлено:

16:15 / 24 сентября 2014

Соответствующий законопроект внесло в Госдуму Правительство РФ. Однако, если документ примут в нынешнем виде, на практике эту меру получится применить далеко не ко всем безбилетникам.

900 рублей за халяву в электричке

Правительственный законопроект в том числе содержит ряд поправок в федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта». В первую очередь, речь идёт о новой статье 1101. Она предусматривает, что в случае безбилетного проезда возможен так называемый гражданско-правовой штраф в пользу железнодорожной компании-перевозчика.

Размер штрафа не фиксированный. В поездах дальнего следования он будет равен пятикратной величине установленного тарифа на перевозку взрослого пассажира на 100 км для типа вагона, места и категории поезда, где обнаружен безбилетник. В электричках – 50-кратной стоимости полного билета на проезд в одной тарифной зоне (10 км). Исходя из нынешних тарифов, в Московской области штраф в большинстве случаев составит 875 рублей.

Как сказано в законопроекте, взыскать штраф можно будет на основании специального акта, который смогут составить контролёры в поездах (официально – уполномоченные работники компании-перевозчика). В том числе в судебном порядке.

Акт будет составляться «на основании предоставленного безбилетным лицом документа, удостоверяющего его личность при отказе от приобретения проездного документа (билета)» .

Гладко на бумаге…

Правда, возникает вопрос: на каком основании безбилетник обязан предъявлять контролёру в электричке документ, удостоверяющий личность? Ответ прост: таких оснований нет. А значит, подобный документ он может не предъявлять.

Дело в том, что контролёры в поездах, как правило, представители компании-перевозчика, а не инспекторы государственных контролирующих органов (и тем более – не сотрудники правоохранительных органов).

Соответственно, такие контролёры (как и охранники при них) не имеют права:

  • требовать у нарушителя документы, удостоверяющие личность;
  • проводить его личный досмотр;
  • изымать вещи и (или) документы;
  • задерживать на месте совершения правонарушения;
  • принудительно доставлять его куда бы то ни было;
  • в принципе применять к нарушителю физическое воздействие (исключая случаи самообороны) и т. п.

Тем самым, если безбилетник добровольно не предоставит, например, паспорт и не согласится подождать, пока контролёр составит акт – заставить нарушителя это сделать будет превышением должностных полномочий и грубым нарушением закона.

Полицейские помогут?

Теоретически в данном случае проверить документы пока ещё могут сотрудники транспортной полиции, сопровождающие поезд. Это право возникает в связи с фактом проезда без билета как административного правонарушения (см. закон «О полиции», ст. 13, п. 1, п/п 2).

Однако если законопроект вступит в силу в нынешнем виде, формально это право пропадёт и у них, поскольку такой факт административным правонарушением больше не будет. Соответствующие статьи КоАП РФ с принятием документа в существующей редакции утратят силу.

На практике при определённой лояльности к контролёрам полицейские смогут найти иной повод проверить у безбилетника документы. Однако массового характера подобное содействие точно иметь не будет, ибо может обернуться риском получить обвинения в превышении полномочий.

Таким образом, будущие штрафы, скорее, актуальны для «точечных» нарушений в поездах дальнего следования. В частности, там уполномоченным лицам будет куда проще привлечь для содействия полицию, особенно в конфликтных ситуациях. Что касается пригородного сообщения, эти ужесточения в полную силу заработают едва ли.

Обратная сторона халявы и борьбы с ней

Строго говоря, безбилетный проезд в электричке – серьёзное нарушение. Подобное «стремление к халяве» в массовом порядке приводит к тому, что пригородное сообщение приходится больше дотировать из государственного бюджета. А это – недополученные средства на школы, больницы, дороги и т. п. Проще говоря, страдают все.

Однако в рамках борьбы с безбилетным проездом давать полномочия взимать штраф по сути частным лицам – крайне спорная мера. Куда правильнее поручить это инспекторам государственных контролирующих органов (учреждений). При фиксации административного правонарушения эти должностные лица имеют очень широкие полномочия (например, личный досмотр или принудительное доставление нарушителей для составления протокола). Однако при этом за возможные злоупотребления и нарушения отвечают по всей строгости закона.

Вместо создания подобного госоргана или расширения штата существующих, федеральные власти пошли по иному пути: предоставить больше полномочий кассирам-контролёрам железнодорожных компаний-перевозчиков.

Как можно судить из практики, реально требования к таким контролёрам далеко не те же самые, как к государственным инспекторам. В том числе в юридическом аспекте, что всегда несёт риски превышения полномочий и серьёзных нарушений закона.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии (2)

Alter Ego
22 января в 08:37
Ссылка
Пенсию и зарплату повысить чтобы люди жили нормално зайцы уменьшатся в разы и заодно научить млодых вежливо уступать место пожилым чтобы были културными молодеж и дорожки пешеходные чистили зимой а не толко автомобиьные *
Ответить
Alter Ego
21 августа в 21:41
Ссылка
перестал покупать билет. обложили как зверьё ...! везде заборы, заборы ещё колючей проволоки не хватает с токам . я разочарован .дальше будет только хуже..
Ответить

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Раньше на пешеходном переходе было сразу видно, вежливый водитель или нет. А теперь не поймёшь: то ли вежливый, то ли жадный…

Еще анекдотов