Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / История московского предпринимательства в архитектуре

История московского предпринимательства в архитектуре

Ряды и дворы – это чисто русский тип организации торговых центров Ряды и дворы – это чисто русский тип организации торговых центров
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

21:37 / 18 июня 2012

Обновлено:

12:12 / 28 февраля 2013

Часть 1 из 4

Читать материал полностью

Статья «Какой пассаж!» из номера «Квадратъ»

№7 от 11 июня 2012

Как много порой могут рассказать полустёртые вензеля и старые надписи на стенах зданий, выбитые штампы на кирпичах мостовой. Главное – уметь прочитать эти символы, и они расскажут забытые истории, связанные с жизнью города и москвичей.

История на стенах и мостовых

Как много порой могут рассказать полустёртые вензеля и старые надписи на стенах зданий, выбитые штампы на кирпичах мостовой. Главное – уметь прочитать эти символы, и они расскажут забытые истории, связанные с жизнью города и москвичей.Прогуливаясь рядом с церковью Святой Татьяны, что на пересечении Моховой и Большой Никитской улиц, на земле мы увидим металлическую крышку люка со странной надписью «Мюръ и Мерилизъ». Сейчас эти слова ничего не значат для обычного человека.

Кому-то надпись намекнёт, что это, скорее всего, какой-то дореволюционный люк, то есть раритет. Историк-москвовед подумал бы, что эта тяжеленная металлическая крышка, должно быть, лежала прежде около нынешнего ЦУМа. «Мюръ и Мерилизъ» – так назывался один из крупнейших магазинов в Москве, основанный шотландскими торговцами Эндрю Мюром и Арчибальдом Мерилизом. Торговый центр столицы в те времена располагался по периметру кремлёвской стены и на территории Китай-города. Ветошный переулок, Никольская улица, Мясницкая, Кузнецкий мост, Варварка, Петровка, Неглинная – такова география этого района.

Ряды и пассажи

В XIX веке оптом торговали в Гостином дворе на Варварке, а розница велась в специальных крупных магазинах – торговых рядах и пассажах.

Несмотря на разницу в планировке зданий, торговая архитектура Москвы обладала и общими чертами: вытянутые вдоль улиц фасады в едином стиле, внутренний двор для подвоза, разгрузки и погрузки товаров. Именно в честь характерных атриумов и ведущих к ним проездов и галерей эти магазины и называли «дворами» или «рядами». На первом этаже размещались отдельные лавки, конторы, салоны, а на втором нередко – квартиры или подсобки владельцев торговых точек.

Во второй половине века на смену старым рядам приходит новый тип торгового здания – пассаж. Он отличался расположением магазинов – ярусами вдоль широкого прохода со стеклянным куполом сверху. 

Ряды и дворы – это чисто русский тип организации торговых центров, а идея и архитектура пассажа были заимствованы у запада. Пассаж стал не только магазином, но и местом деловых и личных встреч горожан, где в любую погоду можно было выпить кофе, посидеть с подругой у фонтана, отобедать в ресторане, провести деловые переговоры. Для россиян, в отличие от жителей Западной Европы, общественная функция пассажа была не менее важна, чем торговая. По сути, строительство пассажей стало первым шагом к созданию торгово-развлекательных центров.

Часть 1 из 4
Читать материал полностью Напечатать Послать по e-mail Комментировать

Читать материал по частям:

  1. История московского предпринимательства в архитектуре
  2. Дореволюционный ГУМ
  3. Большинство московских пассажей не сохранилось до наших дней
  4. «М. и М.» и первый универмаг
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

21:37 / 18 июня 2012

Обновлено:

12:12 / 28 февраля 2013

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Трудно гореть на работе, когда на 80% состоишь из воды.

Еще анекдотов