Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / К 150-летию со дня рождения Адольфа Вильгельма Эрнестовича Эрихсона

К 150-летию со дня рождения Адольфа Вильгельма Эрнестовича Эрихсона

Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский, кандидат исторических наук

21:50 / 21 мая 2012

Обновлено:

10:14 / 28 февраля 2013

Часть 1 из 2

Читать материал полностью

Статья «Гений московского модерна» из номера «Квадратъ»

№5 от 14 мая 2012

Напечатать Послать по e-mail Комментировать

Ровно 150 лет назад, в 1862 году, в Москве, в семье русских шведов родился будущий выдающийся архитектор Адольф Вильгельм Эрнестович Эрихсон.

Шестидесятые годы XIX века были великим временем в истории России. Они начались с освобождения крестьян от крепостной зависимости и прошли под знаком политических и гражданских свобод, бурного развития искусства, науки, экономики, общественной мысли. Атмосфера поиска новых форм существования русского государства и общества не могла не повлиять на подрастающее поколение.

Стоит лишь назвать имена людей, родившихся в один год с Эрихсоном и воспитанных в эту эпоху: художник Михаил Нестеров, драматург и критик Александр Амфитеатров, художник Николай Пиросманишвили и, наконец, Пётр Аркадьевич Столыпин. Именно поколению 60-х страна была обязана небывалым подъёмом культуры в начале XX века, в том числе появлению совершенно нового и удивительного стиля в архитектуре – русского модерна.

Первые шаги мастера

В 1883 году Эрихсон окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Оно располагалось в бывшем доме генерал-поручика И. И. Юшкова на Мясницкой улице, построенном архитектором Василием Баженовым. Училище находилось в ведении Московского художественного общества и не имело статуса государственного учебного заведения. Однако благодаря сильному преподавательскому составу и художественной школе его выпускники приравнивались к питомцам Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге. Обучение на архитектурном отделении длилось шесть лет. Выпуск был «штучный» – в год училище заканчивали лишь несколько человек. Кстати современный МАРХИ является непосредственным преемником архитектурного отделения Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

Как один из лучших выпускников Эрихсон был отправлен на практику в страны Западной Европы. Копирование знаменитых памятников зодчества было одним из четырёх основных направлений обучения. Во многом именно в силу этой практики первые работы архитектора выполнены в стиле эклектики – сочетания элементов разных архитектурных направлений.

Однако осознание собственного таланта и индивидуальности приходит к нему быстро. В 1891 году 29-летний Адольф Эрихсон становится архитектором Московской казённой палаты, а через три года, в 1894 году, его принимают в Московское архитектурное общество. В эти годы он строит много доходных домов и частных особняков для состоятельных московских купцов и представителей аристократии: Третьякова, Прове, князя Голицына. Одна из наиболее известных построек Эрихсона того периода – здание фабрики фармацевтической фирмы В. К. Феррейн в Кривоколенном переулке, возведённое в 1893 году.

В зените славы

Настоящее признание и слава пришли к архитектору в мае 1896 года во время коронации Николая II. При подготовке торжеств Эрихсону было поручено оформление Пречистенского, Тверского и Никитского бульваров и площади вокруг храма Христа Спасителя.

Мимо бульваров должен был проехать кортеж с императором и императрицей. Столь высокое доверие, оказанное архитектору, сделало его одним из самых популярных и высокооплачиваемых зодчих. Состоятельные заказчики прак­тически выстраиваются в очередь. За последующие два десятка лет архитектор реализует 51 крупный проект в Москве. В 1900 году он обращается к стилю модерн.

Эрихсон много работал для московских и петербургских финансистов: его авторству принадлежат чертежи коммерческого банка «Юнкер» на Невском проспекте и на Кузнецком мосту, Петербургского международного коммерческого банка на Ильинке, 9 в Москве. Однако подлинным шедевром Эрихсона стало здание Музея русских древностей на Малой Грузинской, 15.

Заказчиком строительства был купец и филантроп Пётр Иванович Щукин, совладелец «Торгового дома И. В. Щукин и сыновья». Вместе с тремя братьями он в течение долгих лет собирал коллекцию древнерусских, западноевропейских и восточных произведений искусства и предметов быта. Сейчас эта коллекция составляет значительную часть собрания Государственного исторического музея. В коллекции насчитывалось семь отделов: церковных принадлежностей, оружия, тканей, ковров, гобеленов и шпалер, драгоценностей, посуды.

Особую ценность представляла коллекция древнерусских икон, самый древний её экспонат датируется XIV веком. Первое здание музея под коллекцию было построено в 1893 году архитектором Борисом (Бернгардом) Фрейденбергом. А в 1896–1898 годах рядом возвели новое здание музея, соединённое с основным подземным переходом. Автором проекта и части интерьеров стал архитектор Эрихсон. Уникальная стилистика древнерусских палат, казалось бы, не близкая шведу, была выдержана в безупречной тональности модерна.

Заказов было много. Первоначально мастерская архитектора находилась на углу Борисоглебского переулка и Поварской, а с увеличением объёма работ переехала на Петербургское шоссе, где по чертежам Эрихсона и под его руководством возвели несколько крупных объектов.

Часть 1 из 2
Читать материал полностью Напечатать Послать по e-mail Комментировать

Читать материал по частям:

  1. К 150-летию со дня рождения Адольфа Вильгельма Эрнестовича Эрихсона
  2. Ресторан «Яр» - самая известная постройка Эрихсона
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский, кандидат исторических наук

21:50 / 21 мая 2012

Обновлено:

10:14 / 28 февраля 2013

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Объявление:
Сдаётся помещение под офис солидной организации. Первый этаж, выгодное расположение, паркинг и удобства во дворе.

Еще анекдотов