Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Чистое небо над головой: в России становится всё меньше авиаперевозчиков

Чистое небо над головой: в России становится всё меньше авиаперевозчиков

«Трансаэро» просит помощи. Фото: Alex Pereslavtsev «Трансаэро» просит помощи. Фото: Alex Pereslavtsev
Автор: Михаил Мельников

12:56 / 24 сентября 2014

Обновлено:

11:56 / 8 февраля 2015

Две крупных авиакомпании, «Трансаэро» и «Ютэйр», попросили федеральное правительство оказать им поддержку в сложной экономической ситуации. Вслед за туристическими агентствами кризис почувствовали авиаперевозчики.

Туризм как повод

Закрытие авиакомпании – серьёзное событие, хотя бы потому, что этот рынок относительно невелик по сравнению с туристическим, тут не получится открыть офис в ближайшем подвале и начать делать деньги. При этом недавнее расформирование двух компаний с патриотическими названиями «Московия» и «Былина» прошло незамеченным. Причины очевидны – катастрофическое снижение числа чартерных перевозок на фоне банкротств туркомпаний. Россияне не только стали меньше ездить, но и начали отказываться от услуг посредников, выбирая регулярные рейсы и гостиницы самостоятельно. Это не всегда дешевле (комиссия агента зачастую ниже скидки, которую этому агенту дают партнёры), но экономически, как выяснилось, безопаснее.

«Лента» приводит удручающую статистику падения пассажиропотока. Удивительно, что это касается региональных операторов – притом что в целом региональный трафик по России растёт. Но его забирают себе федеральные авиакомпании за счёт чуть более низких цен – у них есть возможность дотировать одни направления за счёт других, чтобы выбить с рынка конкурентов. Судя по всему, текущую осень не переживут ещё 4-5 участников рынка.

Укрупнение как причина

Закрытие небольших авиакомпаний обусловлено не только экономическими причинами, но и долгосрочной стратегией правительства в данной отрасли. Премьер-министр Дмитрий Медведев ещё в 2013 году призывал рассмотреть перспективы укрупнения авиакомпаний. И это укрупнение будет осуществляться всеми способами: рыночными и не очень.

«Укрупнения», то есть поглощения и выдавливание небольшого бизнеса, характерны для всех без исключения сегментов современного российского рынка. Отжали небольшую нефтяную компанию в пользу большой? Мелкий интернет-провайдер поглощён федеральной сетью? У вас закрыли небольшой рыночек и приходится ходить в «Пятёрочку»? Здравствуй, укрупнение. Школу слили с соседней, закрыли больницу с целью перепрофилирования под платные услуги? По документам это оптимизация и укрупнение. Даже борьба с оппозицией может идти под этим же соусом: закрылась независимая местная газета и приходится получать новости из муниципальной? Это тоже, в общем, укрупнение, если муниципалам удалось увеличить тираж.

Кому выгодно?

Хотелось бы задать наш традиционный вопрос – что это будет значить для рядовых россиян? Но сейчас уместнее начать с другого – что это будет значить для руководства, для фактических владельцев нашей главной авиакомпании? Уверенный и яркий рост – вот что ждёт «Аэрофлот» в очищенном от конкурентов небе. Уже сейчас топ-менеджеры этого легендарного перевозчика облизываются на бонусы по результатам работы 2015 года. Хотя вся работа делается на совершенно ином уровне – не менеджерском, а законодательном.

  • Сначала в целях безопасности были ужесточены требования к авиапарку, что вынудило закрыться лоукостеров SkyExpress и Avianova (кстати, о безопасности – ни один самолёт лоукостеров во всём мире никогда не попадал в катастрофы).
  • Затем удалось продавить поправки, позволяющие снизить качество обслуживания и не возвращать деньги за билеты – под предлогом создания нового лоукостера.
  • После чего этот лоукостер был закрыт, а виноватым оказался Евросоюз. В выигрыше же – крупные компании, которым удалось заметно снизить свои обязательства перед пассажирами.

Так вот, о пассажирах. «Дочка»-лоукостер «Аэрофлота» просто не могла выжить в нежных объятиях «папы». Ни один человек в здравом уме не будет продавать билеты из Екатеринбурга в Москву за 1500 рублей, когда их же можно продать за 7500. Во всём мире лоукостер – враг и конкурент «традиционного» перевозчика, и никаких партнёрских отношений между ними быть не может. Определённый социальный заказ на дешёвые перевозки существовал, но низкобюджетную авиакомпанию грамотно подставили под санкции, сняв этот вопрос на неопределённое время. В крохотной Европе сразу несколько крупных лоукостеров, в самой большой стране мира – ни одного.

А теперь, в условиях кризиса и снижения пассажиропотока, война за потребителя вновь обострилась. Тем более что ряд региональных перевозчиков на фоне базовых цен бывшего монополиста выглядят почти лоукостерами. Временно снижая цены на выбранных направлениях, лидерам рынка удаётся ставить мелких конкурентов перед неразрешимыми задачами.

* * *

А для нас всё это означает грядущий рост цен на пассажирские перевозки. Нет конкуренции – нет стимула оптимизации процессов. Естественная конкуренция «Аэрофлота» и РЖД пока выливается во что угодно, кроме выгоды пассажиров.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии (1)

Alter Ego
25 сентября в 14:46
Ссылка
Все мелкие ООО, в том числе и фермеры это грязь России, т.к. хозяин может не заплатить за работу, об отпускных и больничных даже речи нет. Даже в иностранных не очень больших компаниях сплошной черный нал. На крупное предприятие можно в суд подать и чего-нибудь выиграть, а с мелкого предприятия ничего не возьмешь.
Ответить

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Теперь ты понимаешь свою собаку, которая долго не хочет идти домой и таскает тебя по всяким закоулкам? Ей тоже надо прочитать все сообщения и отметиться во всех социальных сетях!

Еще анекдотов