Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Цены на авиаперевозки в России: Госдума не услышала генпрокурора

Цены на авиаперевозки в России: Госдума не услышала генпрокурора

Самолёт взлетает в направлении цен Самолёт взлетает в направлении цен
Автор: Михаил Мельников

17:01 / 2 августа 2013

Обновлено:

12:36 / 8 февраля 2015

Генпрокурор РФ направил премьер-министру письмо о недопустимо высоких тарифах авиаперевозчиков. Госдума в ответ предложила ввести плату за право вернуть авиабилет.

За пределами логики

Генеральная прокуратура озаботилась ценами на внутренние авиаперелёты в России. Глава ведомства Юрий Чайка обратился к премьер-министру Дмитрию Медведеву с письмом, в котором усомнился в экономических основах воздушного ценообразования. По мнению генпрокурора, авиакомпании намеренно используют устаревшие нормативные акты, чтобы удерживать цены на заоблачном уровне. При этом, как только речь идёт о международных перелётах, эти ограничения волшебным образом рассасываются.

Выражение «картельный сговор» в письме, думается, отсутствует, однако постоянный рост цен без повышения качества перевозок показывает, что между лидерами рынка существует полное взаимопонимание в вопросах ценообразования.

Действительно, цены на авиабилеты внутренних рейсов России находятся за пределами здравого смысла. Из Екатеринбурга в Рим и обратно можно слетать за 10 200 рублей, в Москву – минимум за 12 000 (рейсы в начале августа 2013 года по билетам, купленным в мае). Причём самые дешёвые рейсы Москва – Екатеринбург выполняются с пересадкой… в Санкт-Петербурге! Элементарных знаний географии достаточно, чтобы понять: об экономическом обосновании здесь речи не идёт.

Поправки в кодекс

Разумеется, законодательно снизить стоимость билетов нельзя – подразумевается, что у нас всё-таки рынок. Правда, крупнейший перевозчик, ОАО «Аэрофлот», фактически принадлежит государству (51,17% акций), и снижение им цен на билеты автоматически повлекло бы аналогичную реакцию конкурентов. Но этот вариант, по всей видимости, на данный момент не рассматривается.

Тем не менее реакция на письмо генпрокурора последовала – правда, не из правительства, а из Госдумы. Вице-спикер Госдумы Сергей Неверов напомнил, что парламент до конца года примет поправки в Воздушный кодекс. Главная суть этих поправок – в разрешении перевозчикам продавать невозвратные билеты. Кроме того, питание и перевоз багажа станут отдельными услугами. По мнению законодателя, это поможет снизить базовые цены примерно на 20%.

В России возвращают примерно 8% авиабилетов, и риск не продать места заново, естественно, закладывается в стоимость. Точную цену обеда на борту и перевозки багажа мы сможем узнать чуть позднее. Ведь технически реформа, вероятно, будет выглядеть следующим образом: при покупке билета при желании можно будет доплатить за право возврата по старым правилам, за обед и за багаж. Любители путешествовать налегке окажется в выигрыше.

Любопытно, что РЖД пошло противоположным путём: стоимость белья в поездах дальнего следования теперь автоматически закладывается в стоимость билета, тогда как раньше от этой услуги можно было отказаться. Впрочем, железнодорожный монополист может позволить себе и не такие капризы.

Таким образом, подготовленный ещё в начале года законопроект, ничего принципиально не меняющий в базовом ценообразовании, пытаются выдать за оперативный ответ на претензии Генеральной прокуратуры.

Памяти low-cost

Мировой опыт подсказывает, что единственный реальный путь к снижению цен – возврат на рынок компаний-лоукостеров; «Аэрофлот» постоянно напоминает, что в его планы входит создание низкобюджетной «дочки». Относительно низкой стоимости перелёта лоукостеры добиваются отказом от дополнительных услуг типа питания на борту и – главное – экономичным способом управления компанией. Никаких роскошных небоскрёбов и тысяч менеджеров, минимум рекламы – клиент придёт сам.

Но лоукостеры, появившиеся в середине 2000-х, не выдержали последовательно вводившихся ограничений и были поглощены или обанкротились. Зарубежным перевозчикам на внутренний российский рынок хода пока что нет. Казна до некоторой степени субсидирует региональные перелёты, особенно в северных регионах, где воздушное сообщение является основным; существуют также локальные льготы, например, для пенсионеров Сахалина и Камчатки при перелётах на материк. Но к магистральным направлениям это всё не относится, и едва ли отмена обязательных обедов приведёт к обвальному падению цен.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Похоже, меня забирали на НЛО инопланетяне – все время чувствую себя не в своей тарелке.

Еще анекдотов