Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Царицынский, Каланчевский и Новый Курский: кому нужны новые московские вокзалы?

Царицынский, Каланчевский и Новый Курский: кому нужны новые московские вокзалы?

Как-то впишется в исторический облик Комсомольской площади четвёртый вокзал? Как-то впишется в исторический облик Комсомольской площади четвёртый вокзал?
Автор: Михаил Мельников

08:54 / 2 августа 2013

Обновлено:

12:02 / 7 августа 2013

Статья «Царицынский, Каланчевский и Новый Курский: кому нужны новые московские вокзалы?» из номера «Квадратъ»

№38 от 5 августа 2013

Опубликован проект «Актуализации генеральной схемы развития Московского железнодорожного узла» до 2025 года. Самая интересная часть этого документа – планы по строительству в Москве трёх новых вокзалов.

Площадь четырёх вокзалов

Итак, три новых вокзала. Принципиально новым станет, собственно, лишь один из них, условно назовём его Царицынским (располагаться будет в районе станции метро «Царицыно»). Сюда выведут обычные неторопливые поезда, отправляющиеся в южном направлении, что поможет разгрузить Курский вокзал.

Второй вокзал будет построен как раз рядом с Курским и предназначен для обслуживания высокоскоростных поездов, в первую очередь отправляющихся в Казань и Сочи. Для этого придётся построить на территории города совершенно новые железнодорожные трассы – частично они пройдут над землёй, над существующими путями.

Третий вокзал планируется втиснуть рядом с платформой «Каланчевская» – основной специализацией «Каланчевского вокзала» станет приём-отправка скоростных поездов петербургского направления.

Город железнодорожников

Железнодорожный вокзал – сооружение по сути плоскостное, требующее огромных по московским меркам площадей. Откуда же в густозастроенных районах появились участки, свободные под застройку весьма медленно окупающимися проектами убыточной монополии?

Экспансия РЖД в столице носит исключительно активный характер. Заняв свою должность летом 2005 года, политический тяжеловес Владимир Якунин вступил в борьбу со стареющим московским мэром Юрием Лужковым за право распоряжаться привокзальными площадями – и одержал верх, благодаря чему в Москве сейчас реконструируются и расширяются сразу несколько вокзалов. Параллельно с этим в целях «оптимизации расходов» железнодорожники закрывали «неэффективные» автомобильные переезды в Москве и Подмосковье, усложняя и без того тяжёлую дорожную ситуацию. Удивительным образом РЖД проникает и туда, где никогда не видели шпал – так, у метро «Медведково» открылась платная парковка, принадлежащая железнодорожному монополисту (притом что метро никак ему не подчиняется). И вот теперь – новые вокзалы.

Поезда против автомобилей

Сеть железнодорожных веток разрезает Москву и Подмосковье, являясь главной логистической проблемой региона. Сплошь и рядом встречаются ситуации, когда пройти из одного района в другой можно за пять минут (через железнодорожные пути), а вот ехать на автомобиле приходится битый час. Однако активно эксплуатирующее эти пути ОАО РЖД перекладывает проблему исключительно на плечи столичной власти; более того, железнодорожники прямо заинтересованы в том, чтобы передвигаться на автомобилях по Подмосковью было максимально некомфортно. Ведь это поможет наполнить пассажирами электрички, в первую очередь относительно дорогие «Спутники».

Потому-то каждое согласование с РЖД эстакады над её владениями становится серьёзной проблемой – подчёркивает руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский. Потому-то и строятся в Москве не эстакады, а вокзалы – как комендатуры на оккупированных территориях.

Всё ради скорости

Уже 95 лет в Москве расположены девять вокзалов, самый молодой из них – Киевский, открытый в 1918 году. За это время некоторые расширялись, другие, напротив, уменьшали объём перевозок (как бывший Бутырский, ныне Савёловский вокзал), но о строительстве новых всерьёз речь не шла. Более того, в последние годы количество пригородных рейсов снижалось, поэтому вопрос о расширении встал неожиданно.

Всё дело в скоростных поездах, которым РЖД отдаёт очевидный приоритет перед обычными, «народными». Логика тут проста: те, у кого мало денег, всё равно никуда не денутся, благо авиаперевозчиков-лоукостеров в России задушили несколько лет назад, а вот за состоятельных пассажиров имеет смысл побороться с авиакомпаниями. Ведь уже сейчас «Сапсан» быстрее добирается до центра Петербурга, чем самолёты «Аэрофлота» – учитывая время на трансфер, досмотр, ожидание в аэропорту. И именно в этом направлении будут развивать свой пассажирский сегмент Российские железные дороги.

Москвичей не спросили

Отметим, что в последнее время РЖД и ее глава находятся под огнём критики. Немало шума наделало расследование кандидата в мэры Москвы Алексей Навального, который заинтересовался объёмом активов главы железнодорожников Владимира Якунина. А глава антимонопольной службы Игорь Артемьев назвал РЖД «абсолютно советской монополией» с «тришкиным кафтаном тарифной сетки» – правда, позднее он удостоился отповеди от вице-премьера Аркадия Дворковича, предложившего для начала создать конкуренцию самой ФАС.

А конъюнктура политической конкуренции такова, что ленинградец Владимир Якунин обладает в Москве явно бóльшими возможностями, чем ханты-мансиец Сергей Собянин. И оба, кажется, рассматривают город как бизнес-проект, а не как место, где будут жить их дети и внуки.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


- Ты такой умный, начитанный...
- Да нет, я обыкновенный. Это ты тупой.
Еще анекдотов