Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / Без ума от синема: история московского кинематографа

Без ума от синема: история московского кинематографа

Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

19:25 / 9 января 2013

Обновлено:

10:23 / 1 марта 2013

Часть 1 из 2

Читать материал полностью

Статья «Без ума от синема» из номера «Квадратъ»

№22 от 7 января 2013

Откуда и когда к нам пришло кино, с каких пор москвичи стали, как в известной песне поётся, «без ума от синема»?

Дом Хлудовых. Здесь начинался московский кинематографВ наступившем 2013 году исполняется ровно 110 лет московскому кинемато­графу: 1 января 1903 года в Первопрестольной был открыт первый постоянно действующий стационарный кинотеатр. «Новый электрический театр» размещался в Театральном проезде в доме Хлудовых. Да, именно электротеатрами называли дореволюционные киношки Москвы и Питера. Реклама заведения гласила: «Ежедневные представления новейшим биографом, исполнены будут полные оперы, оперетты, феерии, взятые со сцен парижских театров, а также все важнейшие события всех стран света, комические и фантастические картины вне конкуренции и много других интересных картин».

Биограф –  «жизнь  записывающий»Биографом назывался один из первых аппаратов для демонстрации кинолент, разработанный американцем Каслером в 1896 году. Устройство работало исключительно на высококачественной широкополосной ленте (68–70 мм) – это была его особенность. Позднее синематографы перешли на более дорогую технику французских киноконцернов «Гомон» и «Братья Патэ». В 1908 году в Москве работало около 80 кинотеатров и крутилось примерно столько же картин. Главным репертуарным хитом была «Понизовая вольница» (или «Стенька Разин») – первый русский фильм.

Репертуар до нашей эры

Первые кинотеатры были недолговечны и существовали не долее полугода. В царской России все театры, в том числе и кинотеатры, уходили в отпуск на время летних каникул или уезжали на гастроли. Бывало, что владельцы кинотеатров становились банкротами из-за такого перерыва в работе.

Кинотеатр «Колизей» (ныне театр «Современник»). Архитектор  Р.И. Клейн. Фасад и фойефойе кинотеатра колизей

В те годы было сложно купить новый иностранный фильм, а собственные российские «продакшн-центры» быстро разорялись. Зачастую репертуар не менялся месяцами, в то время как в странах западной Европы нормальным считалось менять фильмы раз в три дня или, на худой конец, – раз в неделю. Для развлечения публики при кинотеатрах открывались кафе-шантаны, а в антрактах работал «концертный граммофон», исполнявший записи Шаляпина, Собинова, Фигнер.

Наиболее популярными были французские развлекательные ленты режиссера Мари-Жорж-Жана Мельеса и его знаменитой студии Star film. Фильмы крутились в сопровождении духового оркестра. Интересно, что Мельес считается не только первым профессиональным кинорежиссёром, но и автором идеи спецэффектов. Москвичи буквально влюбились в его картины «Гулливер», «Робинзон Крузо», «Путешествие на Луну».

Уже тогда сеансы делились на детские и взрослые. При этом фильм «Золушка» показывали в детский сеанс в 12 часов дня, а «Алладин», признанного фильмом для взрослых, – только по вечерам.

Электротеатр «Художественный»  на Арбатской площади.  Архитекторы Н.Н. Благовещенский (1909) и Ф.О. Шехтель (1912)

В репертуаре электротеатров были даже «сериалы», которые показывали за несколько сеансов. Нам известны лишь некоторые из этих лент с продолжением – например, документальная «Исторические эпизоды из жизни императора Наполеона I, поход на Россию и вся жизнь – от коронования до самой смерти на острове Св. Елены» и художественная «Спящая красавица» – «французская феерия и балет в 12 отделениях».

В те времена выпуски новостей зрителям заменяли документальные ленты, пользовавшиеся огромной популярностью. Московские кинотеатры крутили хроники: «Последнее пребывание Их Императорских Величеств во Франции на маневрах», «Последнее пребывание французского президента Эмиля Лубэ в Петербурге» или «Высочайший выход с Красного крыльца 13 августа 1899 г.». Для человека, выросшего в обществе, где поддерживался культ императора и царской семьи, увидеть живого государя, пусть и только на экране, было культурным шоком. А киношники наживались на этом, прокручивая подобные фильмы по несколько раз в неделю. Специально для таких показов придворные фотографы-кинооператоры К.Е. фон Ган и А.К. Ягельский сняли целую серию документальных картин. В годы Первой мировой войны перед началом сеанса из патриотических соображений показывали кадры военной кинохроники.

Кинотеатр (электротеатр) «Форум» (улица Садовая-Сухаревская,  дом 14, строение 1). Фото А.Ю. Кондрашова

В наши дни для школьников уже придумали обучающие игровые компьютерные программы. В стародавние времена о таких образовательных технологиях можно было только мечтать. Однако и тогда художественная форма подачи знаний считалась одной из основных. К примеру, учащиеся московских школ и гимназий регулярно вместе с педагогами посещали образовательные фильмы. Самыми популярными картинами были «Лес и его обитатели» и «Жизнь пресных вод». Каждый из этих фильмов в год смотрели более 23 тысяч городских школьников. Третьеклассникам показывали картины «Жизнь жарких стран и диких народов», «Море», «Жизнь севера». Продолжительность сеанса в те годы была два часа. По «театральной» привычке, части фильма разделяли одним или несколькими антрактами.

Часть 1 из 2
Читать материал полностью Напечатать Послать по e-mail Комментировать

Читать материал по частям:

  1. Без ума от синема: история московского кинематографа
  2. В 1903 году в московском зоосаде выступал Гарри Гудини
Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

19:25 / 9 января 2013

Обновлено:

10:23 / 1 марта 2013

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


- Мы не настолько богаты, чтобы покупать
- Дешевые вещи?
- Чтобы покупать.

Еще анекдотов