Подать объявление
topkvadrat.ru / Жилая среда / 6 малоизвестных фактов из истории московских вокзалов

6 малоизвестных фактов из истории московских вокзалов

Автор: Владимир Хутарев-Гарнишевский

12:49 / 29 мая 2013

Обновлено:

18:34 / 30 декабря 2014

Поезд и вокзал у многих людей с детства вызывают романтические ассоциации. Железная дорога всегда была символом перемен, освоения неизведанного пространства. Московские железнодорожные вокзалы – это ещё и городская достопримечательность. Сейчас вокзалов в Москве девять,ровно столько, сколько было и до революции. Почему люди, которые никуда не опаздывали - торопились на вокзал, и как вокзалы влияли на ход истории?

1. На первые вокзалы люди торопились не чтобы уехать, а чтобы развлечься

Этимология слова «вокзал» (Vauxhall) не связана с транспортом. С 17 века и до середины 19-го в пригороде Лондона существовал парк Воксхолл-Гарденз, известный своими многочисленными увеселительными заведениями и развлечениями для образованной публики.

В России воксхоллы появились в конце 18 века, наиболее известным был воксхолл в Петровском парке, расположенный в районе нынешней станции метро «Динамо». Там устраивали танцы, играл духовой оркестр, работали буфеты со сладостями и напитками, театр под открытым небом, а гулянья проходили до двух часов ночи. В плохую погоду представления шли в крытых помещениях «воксалах». Именно в их честь и была названа первая в России железнодорожная станция, построенная в 1837 году в Царском Селе.

2. Если бы не Николаевский вокзал, красные в Москве не одержали победу в 1917 году

В истории России 20 века Николаевский вокзал сыграл одну из ключевых ролей. В октябре-ноябре 1917 года во время боёв отрядов юнкеров и студентов под командованием офицеров московского военного округа с большевицкими отрядами красной гвардии, первоначально победа была за «белыми». И только благодаря тому, что вокзал и Каланчёвская площадь остались под контролем большевиков, им удалось доставить из Петрограда подкрепление и одержать верх. По признанию большинства историков, именно в ходе продолжительных и кровопролитных боёв за Москву решалось будущее устройство страны и судьба советской власти.

3. Ярославский и Казанский вокзалы – архитектурные оппоненты

Конфликт между вестернизацией и национализмом, западниками и славянофилами повлиял на все сферы жизни, в том числе на развитие искусства и архитектуры. Московские вокзалы начали перестраивать один за другим, создавать новые – такие же помпезные и претенциозные, как прежде, но выдержанные в двух различных направлениях – в неорусском стиле и модерне.

Ярославский вокзал построен в форме огромного терема. Под его главным шатром расположились рельефные изображения гербов Москвы, Ярославля и Архангельска – Георгия Победоносца, медведя с секирой и святого Михаила Архангела. Шехтель активно использует элементы архитектуры русского севера: ажурные металлические кружева в арках и на коньках кровли. В интерьере главного вестибюля расположены 12 панно работы художника Константина Коровина на бытовую и пейзажную северную тематику. А на фасаде можно увидеть огромное майоликовое панно с сюжетами из флоры и фауны северных губерний, выполненное в абрамцевской мастерской Саввы Мамонтова.

Казанский вокзал, расположенный напротив, – выступает как бы архитектурным оппонентом Ярославского. Его начали строить в 1914 году, предполагая открыть к 1 ноября 1916 года. Однако Первая мировая и Гражданская войны прервали строительство. В итоге первый этап был завершён в 1923 году, а сдали вокзал лишь в 1940-м. Интерьеры оформляли в восточном стиле, а ресторан хотели обставить в стиле времён Петра I. Главная башня, названная в честь последней казанской царицы Сююмбеке, сочетает традиции русского зодчества 16 века и татарской архитектуры Поволжья.

4. Белорусский вокзал переименовывался шесть раз

Современное здание Белорусского вокзала было построено в 1907–1912 годах архитектором Иваном Струковым, автором известной Сокольнической больницы. За всю историю вокзала его переименовывали шесть раз – он успел побывать Смоленским, Брестским, Александровским, Белорусско-Балтийским, а в 1936 году стал Белорусским.

Здание было полностью выполнено из железа и бетона, согласно модным тенденциям той эпохи. А сам вокзал до революции был вторым по пассажиро- и грузопотоку в Москве и одним из крупнейших в Европе. Так же как и Варшавский вокзал Санкт-Петербурга, он принимал большую часть импорта, поступавшего в центральную Россию по железным дорогам.

В стиле модерн также строились Киевский, Павелецкий и Курский вокзалы. Однако в первозданном виде сохранились лишь первые два.

5. До революции существовали четыре класса комфортности вагонов, помещения для пассажиров на вокзалах также разделялись по классам

В России существовали четыре класса пассажиров. Вагоны для них красились в разные цвета, а вокзалы имели отдельные залы ожидания для каждого класса. Ярким примером такого разделения является Виндавский (Рижский) вокзал, правое крыло которого предназначалось для пассажиров I и II классов и было оснащено уборными, рестораном и различными развлечениями. В левом располагались путешественники III и IV классов – тут были только уборные и буфет.

6. Автор храма Христа Спасителя был главным вокзальным архитектором

Старейший вокзал Москвы – Ленинградский, до 1923 года назывался Николаевским в честь императора Николая I. Именно при этом государе в России открылось регулярное железнодорожное сообщение.

Здания Ленинградского вокзала и Московского вокзала в Питере похожи как две капли воды. Оба вокзала были построены Константином Тоном и Рудольфом Желязевичем. Эти же архитекторы возводили здание круглого депо для локомотивов на современной Комсомольской площади. В те времена это место было известно как пустырь Каланчёва поля. В древности здесь стоял дворец царя Алексея Михайловича с деревянной вышкой – «каланчой».

Константин Тон был самым приближённым к властям архитектор своего времени, он известен как основатель «неовизантийского» стиля в русском искусстве. Он автор проектов Большого Кремлёвского дворца и храма Христа Спасителя в Москве. Неовизантийский стиль должен был символизировать величие и государственную мощь Российской империи.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


– Ты слышал, Петров, оказывается, амбидекстр.
– Кто-кто?
– Петров!

Еще анекдотов