Подать объявление
topkvadrat.ru / Стройки / Le Grand Moscou в представлении создателей Большого Парижа

Le Grand Moscou в представлении создателей Большого Парижа

Один из авторов Большого Парижа Антуан Грюмбах (слева) представляет собственную концепцию «Новой Москвы» Один из авторов Большого Парижа Антуан Грюмбах (слева) представляет собственную концепцию «Новой Москвы»
Автор: Михаил Найдён

16:47 / 17 сентября 2012

Обновлено:

11:22 / 14 февраля 2013

Статья «Le Grand Moscou в представлении создателей Большого Парижа» из номера «Квадратъ»

№14 от 17 сентября 2012

6 сентября победители конкурса на лучшую концепцию столичной агломерации – международная группа архитекторов во главе с французом Антуаном Грюмбахом – официально презентовала свой проект «Новой Москвы» на выставке в ЦПКиО им. Горького.

По оценкам многих экспертов, данная работа, как и все другие конкурсные проекты, больше опиралась на мировую градостроительную моду, чем на реалии российской столицы. Неужели, что парижанину хорошо, то москвичу – смерть? Вовсе нет, многие предложения от проектировщиков Большого Парижа заслуживают пристального внимания.

За полчаса от Троицка до Кремля

Как справедливо отметил один из членов жюри, декан Высшей школы урбанистики Александр Высоковский, именно российско-французская команда Antoine Grumbach et Associés смогла увидеть основной тренд развития столицы и её окрестностей: так называемая московская агломерация развивается «лучами» – всё дальше от МКАД, по основным направлениям, вдоль автомобильных и железных дорог.

Антуан Грюмбах и его коллеги предлагают осваивать новые территории столицы, не отступая от сложившейся тенденции. «Осью» линейного развития должна стать новая скоростная линия метро. Для связи исторических и присоединённых территорий разработчики предлагают создать дополнительный метрополитен. По проекту, «Новую московскую линию» скоростного метро (НМЛ) должны протянуть от Комсомольской площади почти до границ Калужской области.

Стенд Antoine Grumbach et Associés на выставке концепций развития Московской агломерации в ЦПКиО им. Горького

На линии протяжённостью около 60 км предусмотрено всего 12 станций – шесть в «старой» Москве, другие шесть должны стать узловыми транспортными центрами новых территорий. Таким образом, жители Троицка, например, смогут за полчаса добраться до центра столицы.

Одну из станций французские архитекторы предлагают построить возле Кремля. Помимо конечной на Комсомольской площади, запланированы станции в районе «Киевской», «Университета», «Калужской», а также рядом с МКАД, на пересечении с Калужским шоссе (рабочее название станции – «Ворота Новой Москвы»).

Вряд ли эта идея соотносится с планами развития столичного метро, и вероятность того, что задумку французских архитекторов всё-таки воплотят, весьма невелика. Хотя бы потому, что это сверхдорогой проект. Как рассказал один из участников команды Антуана Грюмбаха, научный сотрудник ГУ ВШЭ Евгений Плисецкий, в среднем один километр новой линии обойдётся городской казне в 90 млн евро. А в целом скоростное метро от Калужской области до «трёх вокзалов» будет стоить около 5,5 млрд евро.

«Новая московская линия» – только часть дорогостоящего проекта транспортной системы Большой Москвы

При этом эксперты считают, что без реализации данного проекта новые отдалённые территории не смогут стать полноправной частью столицы. И полумеры – например, если скоростное метро дотянут от новых территорий не до Кремля, а лишь до ближайшей конечной станции «старого» метро (скажем, до «Юго-Западной») – здесь не помогут, поскольку до центра, где сосредоточена культурная и деловая жизнь столицы, жители «Новой Москвы» будут добираться по-прежнему тяжело и долго.

Заммэра столицы и председатель жюри конкурса Марат Хуснуллин проект «Новой московской линии» не отвергал, но заметил, что ни у Москвы, ни у области сегодня нет денег на реализацию всех транспортных идей команды Грюмбаха. Кстати, проект Грюмбаха включает не только «новое метро», но и, например, концепцию соединения четырёх столичных аэропортов скоростной железной дорогой, вынос конечных станций поездов дальнего следования и всей необходимой для них железнодорожной инфраструктуры за пределы города и т. д. Реализация всего транспортного проекта обойдётся в сумму, сопоставимую с годовым бюджетом Москвы, – порядка 1,5 трлн рублей.

На работу – в «Новую Москву»

Увы, «новую» и «старую» Москву разделяют не только транспортные, но и ряд экономических проблем. В частности, по оценкам Александра Высоковского, не все части столичного региона имеют устойчивые «драйверы» экономического развития. Разработать подобные «драйверы» для территорий «Новой Москвы» было ещё одним условием конкурса.

Дело в том, что большая часть рабочих мест находится в центре Москвы – по некоторым оценкам, 70% жителей столицы работают в пределах Третьего кольца и на прилегающих к нему территориях. Городские власти признали, что с таким положением дел мириться больше нельзя. «Новая Мос­ква», как минимум, должна обеспечивать рабочими местами своих жителей, а в идеале – давать работу москвичам, живущим на юго-западе, в близких к МКАД районах. От проектировщиков ждали предложений по «перспективной схеме размещения рабочих мест и перспективной структуре занятости».

Команда Грюмбаха предложила следующее. «Новая Москва» разделяется на шесть территорий. В центре каждой из них – станция скоростного метро. Ядром занятости на станции «Коммунарка», самой близкой к МКАД, должен стать Федеральный центр, куда вскорости переедет большинство министерств и ведомств; на станции «Десна» будет располагаться научно-исследовательский центр городских служб. На станциях «Красная Пахра» и «Троицк» тоже построят образовательные и научные центры. Станции «Чириково» архитекторы отвели роль логистического центра. И, наконец, самая дальняя от МКАД территория «Новой Москвы» – «Рыжово» – должна стать городом-курортом.

При этом проектировщики не смогли внятно объяснить корреспонденту «Квадрата», почему они выбрали именно эти «центры занятости» и именно в такой последовательности. Архитектор команды Грюмбаха, бывший директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко, сослался на «собственное понимание концепции социально-экономического развития Москвы и области, которая определяет систему расселения» и «общие принципы градостроительной науки».

Конечно, Троицк – наукоград, а Рыжово – наиболее удалённая от центра и экологически чистая территория Москвы. Но в целом создаётся впечатление, что группа архитекторов просто представила на конкурс собственные «хотелки». Ткаченко предусмотрительно заметил, что предназначение новой территории всегда можно поменять, если столичные власти найдут инвесторов. К тому же, считает он, за ближайшие 10 лет в освоении «новой» Москвы дальше Троицка власти не продвинутся, а что будет через 10 лет – вообще никто не знает...

Некоторые эксперты считают, что присоединение к столице новых территорий неизбежно приведёт к полному объединению Москвы и области – через 10 лет или позже, а может, и раньше. В частности, профессор кафедры государственного и муниципального управления Международного университета в Москве Владимир Плотников полагает, что это единственный реальный путь развития столичной агломерации. Однако, это уже совсем другая история, которая потребует новых градостроительных идей и концепций.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


- Сколько тебе лет?
- Неприлично задавать женщине такие вопросы
- Ладно, а когда у тебя день рождения?
- 30 декабря
- Какого года?
- Не поверишь, каждого!
Еще анекдотов