Подать объявление
topkvadrat.ru / Стройки / Четвёртое транспортное кольцо: похороны лужковского века

Четвёртое транспортное кольцо: похороны лужковского века

Иерархия влиятельности в столице. Дмитрий Астахов / РИА Новости Иерархия влиятельности в столице. Дмитрий Астахов / РИА Новости
Автор: Михаил Мельников

11:09 / 15 августа 2013

Обновлено:

12:29 / 19 августа 2013

Статья «Четвёртое транспортное кольцо: похороны лужковского века» из номера «Квадратъ»

№40 от 19 августа 2013

Исполняющий обязанности мэра Москвы Сергей Собянин подтвердил: никакого Четвёртого кольца в Москве не будет. Слишком дорого и к тому же неэффективно.

Хорды вместо кольца

В интервью радиостанции Business FM действующий столичный градоначальник Сергей Собянин сообщил, что Четвёртое транспортное кольцо (ЧТК) – «физически нереализуемый проект». Строительство будет прекращено. Уже построенные участки, а также те зоны, где проведены предварительные действия (в частности, выкуп участков) просто встроят в существующую систему под громкими названиями Северо-Западная хорда, Северо-Восточная хорда, Южная рокада. Фактически это будут продольно-поперечные элементы в городе с ярко выраженной радиально-кольцевой структурой.

Это позволит сэкономить городу 500 миллиардов рублей – именно в такую сумму оценил Сергей Собянин достройку Четвёртого кольца. Правда, цифра эта носит оценочный характер – так, два года назад тот же чиновник называл сумму «свыше 1 триллиона рублей», а строительство с тех пор практически не продвинулось. Кстати, в том же интервью 2011 года Сергей Собянин высказал мнение, что постройка Третьего транспортного кольца ухудшила транспортную ситуацию в городе. Будем надеяться, что нас хотя бы не ждёт закрытие этой трассы.

Кому выгодно?

При этом Четвёртое транспортное кольцо действительно вошло в анекдоты и историю как едва ли не самая дорогая трасса в мире. Первые 4 километра стоили 66,6 млрд рублей, а ведь самые сложные тоннели – под Филёвским парком и Преображенской площадью – оставались ещё впереди. Для сравнения обычно приводят адронный коллайдер, высокотехнологичное сооружение в глубине швейцарских Альп – каждый его километр обошёлся вдвое дешевле, чем на ЧТК. Зато бостонский хайвей с самым длинным городским тоннелем в мире – всё-таки вдвое дороже, там километр стоил 1,2 млрд долл. Впрочем, крайне закрытый характер финансирования московских проектов не позволяет получить точные окончательные цифры.

Опыт анализа российских городских проектов заставляет задать вопрос: кому может быть выгодна остановка столь масштабного строительства? Городскому бюджету – безусловно, но его на хлеб не намажешь, хотя умельцы были и есть. Жителям окрестных районов? Едва ли они пойдут голосовать за Сергея Собянина именно потому, что он приостановил строительство. Хотя бы потому, что главной выигравшей стороной будут столичные девелоперы. Те участки, по которым, как выяснилось, не пройдёт хайвей, вновь оказываются пригодными под строительство. Коммерческая недвижимость в Москве приносит куда больше прибыли, чем дорога, за пользование которой даже денег взять нельзя.

«Разрушим до основанья, а потом»

Правление Сергея Собянина фактически представляет собой отрицание всего того, что делалось при Юрии Лужкове. Лужков не трогал киоски, помня, как мелкорозничная торговля накормила Москву в далёком 1992-м – Собянин решительно поставил их в невозможные условия, а заодно и снёс большинство рынков, к радости монополистов-ритейлеров.

Юрий Лужков заставлял девелоперов (включая собственную жену) строить не только коммерческое, но и социальное жильё – Сергей Собянин начал с пересмотра инвестконтрактов, в результате чего резко затормозилось предоставление квартир очередникам.

Официальным банком правительства Москвы был Банк Москвы – при новом руководстве он перешёл на третьестепенные роли и оказался под управлением ВТБ.

Отчасти это рациональные управленческие решения, отчасти – передел собственности, неизбежный, увы, в России при смене управленческой команды.

Различается и стиль работы двух мэров: Юрий Лужков был предельно публичным политиком и требовал от своих подчинённых того же – группа Сергея Собянина любит тишину, и даже пресс-секретарь мэра не жаждет общаться с журналистами.

В то же время Сергей Собянин, несомненно, более удачливый руководитель, нежели Юрий Лужков на последних этапах своей карьеры. Так, долгие тяжбы Лужкова за территории с Московской областью волшебным образом разрешились с приходом Собянина – и разрешились в пользу Москвы. Федеральные власти мгновенно пересмотрели своё скептическое отношение к Москве и не жалеют средств на помощь столице – благодаря этому стало возможно ускоренное строительство метрополитена.

Развитие – зло?

Строительство новых дорог редко ведёт к улучшению транспортной ситуации просто потому, что автомобили естественным образом стремятся заполнить всё отведённое им пространство. Сергея Семёновича обманули – с постройкой Третьего транспортного кольца ситуация в Москве резко улучшилась, по городу стало комфортно передвигаться, исчезла масса традиционных пробок. И именно поэтому горожане вновь бросились покупать машины. Покупать настолько интенсивно, что уже через год плотность движения вернулась к первоначальным показателям, а вскоре превысила их.

То же происходит и с метро. Открытие новых станций на окраинах лишь привлечёт дополнительных пассажиров к старым пересадочным контурам в центре города. Метрополитен будет становиться всё менее комфортным и всё более криминализованным – полиция не в состоянии контролировать и существующие центральные станции, что уж говорить о каком-нибудь «Лермонтовском проспекте».

 Ещё по теме: Отказ от Четвёртого транспортного кольца – торжество здравого смысла или замена «шила на мыло»?

 

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Лето 2014 года, границу с РФ закрыли.
Вернулись на родину кормильцы: кушать — нечего.
Поймал хохол в посадке Кролика, принес домой.
— Жинка, пожарь!
— Нет газа, клятые москали без денег больше не дают!
— На электроплитке пожарь!
— Нету електричества, клятые москали стержни для АЭС не дают!
— Ну, хоть маслицем нашим подсолнечным помажь и солью нашей натри...
— Масло и соль ЕС за кредиты забирает!
Хохол с матюгами выкидывает Кролика в окно.
Кролик, вылетая, визжит:
— Слава Украине, героям — слава!
Еще анекдотов