Подать объявление
topkvadrat.ru / Бизнес / Водка стала жертвой рекордного спада производства

Водка стала жертвой рекордного спада производства

Автор: Алексей Щеглов

22:41 / 22 декабря 2014

Обновлено:

11:21 / 8 февраля 2015

Производство русского национального напитка в последний месяц осени сократилось почти на две пятых. Впрочем, дефицита на полках магазинов от этого не случится.

Нисходящая динамика

По данным Росстата, в ноябре производство водки сократилось на 38,5% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. В итоге российские заводы выпустили всего 7 млн дал национального напитка. В отдельные месяцы ранее производство тоже существенно падало – на 8% и даже на 20–22%. Но такой небывалый обвал произошёл впервые. И суммарно за 11 месяцев текущего года снижение производства водки составило уже 17,4% (59,3 млн дал).

Для большинства производителей хорошего в этом мало. Особенно для тех, которые сократили производство больше, чем конкуренты. Так, завод «Традиции качества» (выпускает марки «Беленькая» и «Мягков»), который принадлежит компании «Синергия»,  уронил производство в ноябре на 57%. Аналогично просело производство и на принадлежащем холдингу Roust заводе «Топаз» («Журавли» и очень популярная недавно «Зелёная марка»).

Не слишком хорошо это и для бюджета, так как доходы от акцизов на алкоголь формируют около 0,7–0,9% его доходной части. Впрочем, потребители такого спада производства попросту не заметили, так как в магазинах никакого дефицита нет и полки заставлены как обычно. А если где-то, например, не продаётся «Беленькая», то это объясняется не сокращением её производства, а тем, что пик популярности этой марки уже прошёл, и она поступает далеко не во все торговые точки.

При этом эксперты считают, что официальная статистика – материя лукавая. Тем более что, пожалуй, никакая другая статистика в нашей стране так сильно не отличается от реалий, как статистика виноводочного производства. Особенно в части производства водки. По их оценкам, в ноябре реальное падение производства водки составило максимум половину от официальных цифр. Остальной же «недовыпуск» превратился в контрафактный алкоголь, объёмы которого успешно ушли на рынок.

Но всё-таки спад производства имеет место быть, хотя при этом нельзя также утверждать, что россияне разлюбили водку. Как считает финансовый аналитик ИХ «ФИНАМ» Тимур Нигматуллин, причины сокращения выпуска водки преимущественно объясняются действием трёх основных факторов. С одной стороны, это постепенный переход потребителей на крепкие алкогольные напитки среднего и высокого ценового сегмента в виду роста реальных доходов населения. За январь-ноябрь 2014 года реальная зарплата выросла на 2,1%. Другим важным фактором является ограничение ночной продажи алкогольных напитков, что автоматически снижает на них спрос у населения и повышает культуру потребления.

Наконец, стоит отметить рост акцизов, что обусловливает удорожание водки в рознице (за год, по состоянию на ноябрь 2014 года, примерно на 35%). Для сравнения: потребительская инфляция за аналогичный период составила лишь 9,1%. Отметим, что Росстат ведёт учет динамики цен на рынке, анализируя марки водки повышенного качества («Посольская», «Пшеничная», SMIRNOFF, FINLAND, ABSOLUT и т. п.) и обычного качества (RASPUTIN, WHITE EAGLE, «Кремлевская» и т. п.).

Разумеется, потребители заметили такое сильное подорожание. И, вопреки распространённому мнению, ускоренное подорожание водки вовсе не стимулирует уход производства в тень и эквивалентный рост доли контрафакта на рынке. «По моим оценкам, доля контрафакта сейчас относительно невелика (около 10–15%), и она постоянно сокращается», – заявил «Квадрату Тимур Нигматуллин.

Также меняется и культура потребления водки, которая из-за подорожания сорокоградусной в последние годы становится более «элитарной». «Водка постепенно превращается в дорогой продукт статусного потребления», – отмечает в этой связи директор Центра исследования федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз.

Водка своё возьмёт

Отметим, что изменения на валютном рынке пойдут в плюс отечественным производителям крепкого алкоголя и поддержат их производственные планы. «Я не думаю, что стоит ждать резкого роста импорта водки из других стран. Тем более с учётом текущего ослабления рубля», – считает Тимур Нигматуллин.

Также он не ждёт банкротств или повышенной M&A-активности, так как подобная отрицательная динамика рынка была предсказуема, и производители имели возможность к ней подготовиться. Зато, судя по всему, кардинально изменится структура российского рынка крепкого алкоголя, и его ключевые игроки могут принять в этом участие, инвестируя в новые мощности.

Есть в происходящем и позитивные моменты для любителей русского национального напитка. «Предполагаю, что тенденция к росту цен на водку временно приостановится, так как правительство заинтересовано в ограничении инфляции. В 2015 году я ожидаю роста на уровне «потребительской инфляции» или на 8–10% год к году», – прогнозирует Тимур Нигматуллин.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


— Здесь рыбная ловля запрещена!
— А я и не ловлю, просто червяка купаю.
Еще анекдотов