Подать объявление
topkvadrat.ru / Бизнес / История одного успеха: как петербургские торговые сети захватили Москву

История одного успеха: как петербургские торговые сети захватили Москву

Типичная Москва: питерская «Пятёрочка», французский «Атак», а между ними зажата родная аптека А5 Типичная Москва: питерская «Пятёрочка», французский «Атак», а между ними зажата родная аптека А5
Автор: Михаил Мельников

14:38 / 13 ноября 2014

Обновлено:

16:38 / 14 ноября 2014

На московский рынок выходит очередной продуктовый ритейлер из Санкт-Петербурга: сеть магазинов натуральных продуктов «Гирлянда». Ожидается, что московские магазины сети откроются в середине 2015 года. Собственных продуктовых сетей в Москве практически не осталось.

«Гирлянда», подобно хорошо знакомой москвичам сети «Азбука вкуса», работает в высоком ценовом сегменте. Владельцы, правда, позиционируют свой бизнес в ценовом сегменте «средний плюс», но это очень большой «плюс». Так, литр молока в «Гирлянде» стоит не менее 110 рублей, а десяток куриных яиц – аж 150. Неудивительно, что с такими ценами сеть стремится в Москву: скажем, в Волгограде, где неплохо чувствует себя другая питерская сеть, «Лента», «Гирлянде» делать нечего.

История агрессии

«Лента», кстати, тоже превосходно чувствует себя в Москве, расположившись где-то в верхнем сегменте эконом-класса. Всего за полтора года эта сеть открыла 8 магазинов в столице и еще 8 – в Московской области.

Но и она не была первой. В 2009 году на проспекте Мира отрылся первый в Москве и третий в московском регионе гипермаркет «О'Кей», сегодня же их число в столице и ближайших окрестностях достигло 16 – паритет с «Лентой». Интересно, что сеть «О’Кей» в своей рекламной кампании вообще не упоминала своё питерское происхождение – организаторы и консультанты, в том числе автор этих строк, не без оснований считали, что данный факт вызовет негативную реакцию москвичей. Сейчас сеть «О’Кей» уже прочно заняла свою нишу, так что раскрытие этого секрета Полишинеля уже ничем ей не грозит.

Возможно, сейчас не все помнят, что сетевые дискаунтеры «Пятерочка», которые есть уже чуть ли не в каждом московском квартале, также в далеком уже 2001-м пришли в столицу именно из Санкт-Петербурга. Впоследствии эта сеть успешно поглотила московский «Перекресток» вместе с гипермаркетами «Карусель» (образовав мощный холдинг X5), а затем и всесильную некогда «Копейку».

А ещё раньше, в 1999-м, свою экспансию в Москве начала сеть «Дикси». Чуть позже она распространилась по всей Московской области, потом поглотила сети супермаркетов «Квартал», «Дёшево» и «Викторию», став крупнейшим в России дискаунтером. А ведь и у «Дикси» история начиналась в Петербурге – основанная в 1992 году компания была крупнейшим оптовиком на рынке продовольствия Северо-Западного региона России.

Можно констатировать, что из крупных «родных» продуктовых сетей на московском рынке сегодня остался, пожалуй, один лишь «Седьмой континент».

Инфосистемы и холодильники

О секретах успеха торговых компаний Северной столицы, позволяющих им столь успешно конкурировать с московскими (и, кстати, не только) ритейлерами, можно только догадываться. Сами представители сетей считают, что важную роль здесь играет широкое использование современных технологий организации торговли. Например, Х5 Retail Group («Пятерочка» + «Перекресток»), «Лента» и «О'Кей» входят в десятку крупнейших российских ритейлеров, которые первыми начали использовать информационные системы управления ресурсами предприятия (ERP). Не очень ясно, что мешало москвичам строже организовывать свой бизнес.

Не менее значимым конкурентным фактором является применение современных технологий хранения продукции, продолжают маркетологи. Так, в логистическом комплексе «Пятерочка» используется система холодоснабжения на чиллерах «Термокул», совместимых с одной из наиболее современных систем диспетчеризации ADAP-KOOL производства Danfoss – в этой компании всерьёз считают использование её оборудования главным залогом успеха.

Кроме того, в 2014 году Санкт-Петербург оказался одним из первых городов мира, где начали использовать кассы самообслуживания. Пилотной площадкой стала сеть супермаркетов премиум-класса «Лэнд». Несмотря на экспериментальный характер нововведения, уже сегодня доля чеков по таким кассам достигает в сети 20–40% . Возможно, что в скором времени питерские ритейлеры принесут инновацию и в Москву.

* * *

А политический контекст, личные и родственные связи, протежирование и взаимная поддержка «питерских», разумеется, совершенно никакой роли в успехе петербургских сетей не сыграли. Просто такой вот ритейл-феномен.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Ищешь счастье, а приобретаешь опыт. Иной раз думаешь: вот оно, счастье! Ан нет, опять опыт…

Еще анекдотов