Подать объявление
topkvadrat.ru / Ваше право / Власти Подмосковья: «Не меньше половины товаров на прилавках должны быть российскими!»

Власти Подмосковья: «Не меньше половины товаров на прилавках должны быть российскими!»

Как обойти будущий закон: мясо импортное, зато маринад-то – наш! Как обойти будущий закон: мясо импортное, зато маринад-то – наш!
Автор: Михаил Мельников

14:22 / 2 октября 2014

Обновлено:

14:09 / 3 октября 2014

Один из наиболее спорных законопроектов последнего времени внесла в Госдуму РФ Московская областная дума. Планируется вменить торговым сетям в обязанность соблюдать квоту на число импортных товаров – не более 50%, – и вообще прищучить торговцев съестным.

Нет жалоб – нет проступка

В распоряжении «Известий» оказался чрезвычайно патриотичный документ под названием «поправки в федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Он призван воздействовать на всесильные торговые сети: заставить их торговать отечественной продукцией, отменить «плату за вход», сократить сроки расчётов магазинов с поставщиками.

Вообще говоря, назрело. На современном продуктовом рынке России – диктат розничного торговца. Именно он, а не производитель, поставщик или потребитель, диктует правила игры. «Магниты», «Дикси», «Пятёрочки», «Ашаны» с лёгкостью поедают более слабых конкурентов (где те «Кварталы», где «Копейки»?) и лоббируют борьбу с «колхозными» рынками. При этом в сфере, скажем, бытовой техники ситуация совершенно иная – ценовую политику там диктует производитель, и благодаря высокой конкуренции со стороны интернет-торговли «М.Видео» с «Эльдорадо» никак не могут считать себя богами и монополистами.

Безнаказанность торговых сетей позволяет им манипулировать поставщиками, приводя их буквально на грань рентабельности. Такие вещи, как «плата за вход», то есть стартовый взнос нового поставщика при заключении договора с сетью, вообще находятся на грани закона. Надо бы запретить разнообразные фокусы, но как?

Кто будет жаловаться на ритейлера? Поставщик? Едва ли. Ведь даже если он выиграет суд, производство можно закрывать – ни одна торговая сеть больше не будет иметь с ним дела. Покупатель? Его мнение вообще интересно только перед выборами, да и то чисто формально. Конкуренты? Они работают по понятиям и вопросы решают чисто между собой, не привлекая государственные органы.

Соответственно, даже в случае принятия эти пункты закона действовать не будут. Стыдно принимать закон, который не работает, а в России таких множество – от федерального закона о массовых мероприятиях до региональных запретов на ремонтные работы по выходным. Ещё один нам не нужен.

Половина российского

Но есть в этом законопроекте и пункт, выполнение которого гораздо легче проконтролировать. Речь идёт об обязательной квоте в 50% на российские товары. Председатель Московской областной думы Игорь Брынцалов (кстати, племянник по-своему знаменитого бизнесмена Владимира Брынцалова) проявляет трогательную заботу об отечественном производителе: «К депутатам поступает множество обращений от наших производителей – в частности, аграриев. Им крайне тяжело представить свою продукцию для наших же потребителей: существует множество ограничений и препятствий…» Всё так, но только странно слышать это от одного из руководителей региона, где сельское хозяйство практически уничтожено за последние 20 лет благодаря неконтролируемому строительству на каждом возможном участке.

При этом проблема, опять же, поставлена верно. Она существует и на региональном, и на федеральном уровнях. Скажем, в воронежском супермаркете федеральной сети крайне сложно найти товар, произведённый в Воронежской же области, хотя это один из сельскохозяйственных центров России. В Москве и области с этим попроще, но только благодаря большому количеству мясоперерабатывающих, пивоваренных, ликёро-водочных заводов, хотя сырьё туда поставляется в основном из-за рубежа.

Конечно, хочется, чтобы у наших производителей был прямой путь к покупателю. Но формальной квотой этого не достичь.

Во-первых, проследить происхождение товара крайне сложно. Никто не мешает закупить сахар за рубежом, провести здесь его формальную очистку и назвать местным продуктом.

Во-вторых, 50% наименований – это отнюдь не 50% продукции. Закупить крохотные партии невостребованных российских продуктов и выставить их по заоблачным ценам (чтобы не раскупили!) – и спокойно торговать дальше ходовыми импортными марками.

В-третьих, в законопроекте даже не попытались прописать, как отслеживать эти 50%. Дарницкий хлеб с двух разных хлебозаводов – это один продукт или два? А жигулёвское пиво с одного завода, но с разными этикетками (одно юбилейное, второе рядовое)? А одинаковые чипсы в пачках различной ёмкости? Как видим, простор для законотворчества огромен. И на каждое хитрое правило у торговцев продовольствием обязательно найдётся несложная уловка.

А продавцы бытовой и мобильной техники просто закроются, не в силах соблюдать «правило 50%».

* * *

Сложно сомневаться в том, что законопроект отвергнут. Это ещё проще, чем обойти его. Хотя сделать всё для уничтожения фермерства и роста цен, а потом обвинить в этом торговые сети – очень по-нашему.

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Женская логика: протащить мужа через весь торговый центр, чтобы показать сапоги, которые ей не понравились.
Еще анекдотов