Подать объявление
topkvadrat.ru / Ваше право / Кто виноват в том, что покупатель случайно испортил товар в магазине

Кто виноват в том, что покупатель случайно испортил товар в магазине

фото: Виталий Белоусов фото: Виталий Белоусов
Автор: Михаил Найдён

10:08 / 22 октября 2013

Обновлено:

16:49 / 28 октября 2013

Статья «Кто виноват в том, что покупатель случайно испортил товар в магазине» из номера «Квадратъ»

№50 от 28 октября 2013

Пробираясь между стеллажом и нагромождением коробок в супермаркете, вы случайно задели и разбили бутылку вина. Нужно ли возмещать магазину ущерб? Когда в подобных случаях виноват посетитель, а когда нет?

Неосторожность или случайность?

С юридической точки зрения эта ситуация считается причинением вреда чужому имуществу и регулируется Гражданским кодексом РФ (ГК РФ, ст. 1064). В соответствии с этой статьёй, за разбитую бутылку можно не платить, если окажется, что вины посетителя магазина нет. Тогда, в соответствии с тем же ГК РФ (ст. 211), риск случайной гибели имущества несёт его собственник. Проще говоря, произошедшее – исключительно проблема магазина.

Каким же образом понять, была вина посетителя или нет? Опять же, с точки зрения ГК РФ, виновность или невиновность определяется тем, был ли в действиях умысел или неосторожность. С умыслом относительно ясно: если, например, метнуть бутылку в стену или с размаху бросить её на пол, то от выплаты возмещения не отвертеться. Неосторожность – понятие более тонкое. Но, как правило, можно считать, что покупатель, причинивший вред, будет считаться невиновным, если принял все меры для предотвращения вреда при «той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась» (ст. 401 ГК РФ).

Что всё это значит в переводе на обычный человеческий язык, проще понять на примере конкретных ситуаций. Например, на полу в торговом зале супермаркета оказалась лужа. Покупатель, рассматривая товары, не обратил на неё особого внимания, поскользнулся, падая, задел товар и разбил. В данном случае вины покупателя нет. Он вёл себя вполне обычно. И логично, что не заметил лужи на полу в торговом зале, которой там быть не должно.

Или, например, покупатель взял с полки бутылку пива или сока, а следом на пол посыпались остальные. Его вины тоже нет – работник магазина не должен выкладывать товар как попало. Как правило, предъявлять покупателям претензии необоснованно и в том случае, если, например, бутылка вина скатывается с ленты на кассе и падает. Если владельцы торговой точки сэкономили при закупке оборудования, то это не проблема покупателя.

Часто бывает и так: посетитель неудачно задевает товар на полке сумкой, тележкой или частью одежды, проходя мимо. Если проходы между стеллажами слишком узкие, его вины тоже нет. Ширина проходов в любом супермаркете регулируется двумя нормативными документами. В одном из них (ГОСТ Р 51773-2009) фигурирует только общая фраза: «Ширина проходов между оборудованием в торговом зале должна обеспечивать покупателям удобство выбора и приобретения товаров» (п. 6.17). А в другом документе (СП 118.13330.2012) уже присутствуют конкретные цифры. Согласно этим нормативам (п. 6.28), ширина основных проходов в торговом зале зависит от его площади и должна быть не меньше 1,4 м при площади до 100 кв. м, не меньше 1,6 м – от 101 до 150 кв. м, не меньше 1,8 м – от 151 до 400 кв. м, не меньше 2,2 м – свыше 401 кв. м. Ширина проходов явно меньше, или прямо в них расставлены коробки с товарами? Можно смело доказывать, что магазин сам виноват.

Впрочем, бывают и другие ситуации. Например, маленький ребёнок схватил тарелку с полки и разбил, выронив (или бросив) на пол, пока мама выбирала сервиз. Скорее всего, вина родителя очевидна: за чадом нужно следить. По гражданскому законодательству, за вред, причинённый детьми, отвечают их родители или опекуны.

Что нужно знать, разговаривая с менеджерами и охранниками?

Первое и главное: если покупатель не соглашается оплатить ущерб добровольно, взыскать с него стоимость испорченного или утраченного товара магазин сможет только через суд. Если в конфликтной ситуации менеджеры магазина утверждают обратное – они лгут. Причём, как правило, если ущерб небольшой, и очевидной вины покупателя нет, до суда дело едва ли дойдёт. Однако, если администраторы магазина всё же настроены серьёзно, стоит обратиться к другим покупателям, которые видели произошедшее, и попросить их контакты, чтобы привлечь в качестве свидетелей в случае судебных разбирательств.

Если в супермаркете явно узкие проходы, часто бывает достаточно пригрозить администраторам жалобой в Госпожнадзор (ныне официальное название ведомства – департамент надзорной деятельности МЧС России). В этом случае, по возможности, ту часть торгового зала, в которой вы случайно задели и испортили товар, стоит заснять на фото или видео.

Если охранники магазина отказываются вас выпускать до оплаты ущерба – они грубо превышают свои полномочия. По закону о частной охранной деятельности (ст. 12), они имеют право задерживать повредившего имущество магазина посетителя только до приезда полиции. Если охранники полицию не вызывают и требуют оплатить испорченный товар, их действия содержат признаки преступления по статье 203 Уголовного кодекса РФ. Уголовная ответственность по данной статье – до двух лет лишения свободы, если охранник применяет силу или использует оружие – до семи лет. В таком случае смело вызывайте полицию. 

Напечатать Послать по e-mail Комментировать
Система Orphus

Комментарии

Оставить комментарий

Наши эксперты

Руководитель дизайн-студии «Уютная квартира».
Задать вопрос
Заместитель председателя правления, член совета директоров Банка расчётов и сбережений. Эксперт по кредитованию и вкладам.
Задать вопрос
Адвокат в сфере недвижимости
Задать вопрос
Все эксперты


Интернет-знакомые договариваются о встрече.
– Я буду в синих джинсах, рост 180, вес 84.
– Ок. А я – в чёрной куртке, с весами и рулеткой.

Еще анекдотов